Практически все недавние кинофестивали, включая последний ММКФ, становились крупными культурными событиями. Отвечающий в первую очередь за коммерческое кино американский «Оскар». Всеядные Канны. Ориентированный на артхаус «Сандэнс». Устойчиво провинциальный, но иной раз способный на прорывы Московский кинофестиваль. Чутко следящие за тенденциями в новом европейском кино «Гойя» и фестиваль в Сан-Себастьяне. Причем в первую очередь фестивали гремели благодаря не светским скандалам, а именно фильмам (что плохо для желтой прессы, но хорошо для кино). Обозреватели «ВД» внимательно отсмотрели картины-призеры и выбрали из них наиболее яркие. Скандальные и лиричные. Рассчитанные на мейнстрим и сугубо авторские. Делающие ставку на шок и подкупающие жизненным правдоподобием. Анимационные и игровые. Общее у этих фильмов то, что они совершенно точно займут видные места в истории мирового кинематографа. Эти картины будут пересматривать и обсуждать не один год. Будьте в курсе.

«Белая лента» / Das weibe Band
Австрия – Франция – Германия, 2009. Р.: Михаэль Ханеке
Каннский кинофестиваль-2009 — Главный приз
Крупнейший европейский режиссер, исследующий в своих фильмах природу жестокости, Михаэль Ханеке снял историю про то, как воспитывали детей в немецкой деревне образца 1914 года. Сюжет, впрочем, особого значения не имеет. Почти все картины Ханеке, в каком-то смысле, «Забавные игры» (одна из самых известных работ режиссера) - шокирующие фильмы о цинизме и насилии. Сам мэтр поведал, что в монохромной «Белой ленте» он пытался выяснить причину мирового зла. Впечатляют виртуозная манера съемки и даже, пусть и робкая, но любовь к человечеству – ранее австрийский мизантроп на подобные глупости не разменивался.

«Вальс с Баширом» / Vals Im Bashir
Израиль, 2008. Р.: Ари Фольман
Сезар-2009 — приз в номинации «Лучший фильм на иностранном языке»
Оскар-2009 — приз в номинации «Лучший фильм, снятый на иностранном языке»
Первый в истории мультик, выступающий на фестивалях в роли полнометражного фильма. Собственно от мультфильма в «Вальсе» только визуальный ряд. Ветеран ливанской войны, благополучно потеряв память, ходит по однополчанам с расспросами о прошлых боях. «Вальс с Баширом» – апофеоз текущей моды на кинококтейли: гибрид документалистики и анимации, который при этом смотрится как игровое кино с цитатами из классики. Цитируют в мультике, между прочим, копполовский «Апокалипсис».

«Антихрист» / Antichrist
Дания, 2009. Р.: Ларс фон Триер
Каннский кинофестиваль-2009 — приз за «Лучшую женскую роль»
Сенсация Каннского кинофестиваля. Прямо во время показа фильм был освистан журналистами и критиками — слишком уж детально там представлены сцены насилия и секса. К примеру, начинается он с замедленных кадров смерти ребенка. Картину отметили антипризом как «самый женоненавистнический фильм», а потом Шарлотте Генсбур — дочке великого шансонье Сержа Генсбура, играющей тут главную героиню, — дали приз за лучшую женскую роль. «Антихрист», с одной стороны, наследует «вульгарные» традиции кинематографа категории «Б», с другой – выдержан в изысканном духе ранних фильмов Ларса: идеально выстроенная картинка, никакой псевдодокументалистики, отсутствие ручных камер. Таким образом, Триер дает понять: с проектом «Догма» и его главными принципами (снимать кино, максимально похожее на жизнь) покончено навсегда. К слову, «Антихрист» - первый фильм, который Ларс снял после многомесячного лечения от депрессии в психушке. И приемом в Каннах он наверняка доволен: скандалы режиссер всегда любил.

«Все умрут, а я останусь»
Россия, 2008. Р.: Валерия Гай Германика
Каннский кинофестиваль-2008 — приз «Молодой взгляд» и спецприз конкурса «Золотая камера»
Сталкер-2008 — приз «Дебют»
К своим 24-м годам Валерия Гай Германика — главная надежда нового русского кино — успела многое. В четырех документальных проектах исследовала быт своих сверстников, лично отираясь с ними с пивом по подъездам. А затем сняла собравший массу призов и полярных откликов хит поколения «Все умрут, а я останусь». Тема примерно та же — подъезды, пиво. Но на этот раз трех гопниц-старшеклассниц с пугающим знанием жизни изображают молодые звезды: Полина Филоненко, Агния Кузнецова и Ольга Шувалова. Первая ответственная дискотека, первый секс, первая боль. Всем, кого тошнит от вылизанных «Жары» и «Розыгрыша», - сюда. Редкий случай в отечественном кино — неприпудренная жизнь изображена почти документально, но без уклона в чернуху.

«Дзифт»/ Zift
Болгария, 2008. Р.: Явор Гырдев
ММКФ-2008 — приз за «Лучшую режиссуру»
Фильм буквально взорвал конкурсную программу прошлогоднего ММКФ. Театральный режиссер Гырдев, набивший руку на сочащихся мрачным юмором постановках пьес Мартина МакДонаха, в своем кинодебюте развернулся по полной. Изготовил ядреную и густую, как гудрон (так с болгарского переводится «дзифт»), смесь из нуара, соцреализма и бандитского кино. В некотором роде «Дзифт» - это такой артхаусный, но ни разу не скучный «Адреналин»: едва вышедшего из тюрьмы философа-уголовника сразу травят, а за оставшиеся часы он переживает больше, чем иной за всю жизнь: подвергается пыткам, гоняется за бриллиантом, попадает в немыслимые притоны, влюбляется в стерву. Фильм напичкан черным балканским юмором и цитатами из Тарантино. Однако остается при этом эксклюзивной работой, поднимающей болгарский кинематограф на невиданную прежде высоту.

«Без имени» / Sin Nombre
США, 2009. Р.: Кэри Фукунага
Сандэнс-2009 — призы за режиссуру и операторскую работу
Без этого фильма на последнем «Сандэнсе» было бы совсем тоскливо: сплошь картины про ожирение и насилие в семье. С боем взявший сразу две премии жанровый микст «Без имени» стал настоящим украшением главного фестиваля независимого американского кино. Два сюжета — про девушку-гондураску, пробирающуюся через Мексику в Штаты, и про молодого мексиканского бандита — в какой-то момент, как водится, пересекаются. Фильм изобилует страшными сценами и помогает понять, чем живет сегодняшний американский арт-хаус: незаконные мигранты котируются здесь так же высоко, как избыточный вес и инцест. При этом снята картина настолько уверенно, что даже как-то странно: режиссеру всего лишь 31 и это его дебют.

«Бесславные ублюдки»
Р: Квентин Тарантино
Канны 2009 — приз Кристофу Вальцу за главную мужскую роль.
Гитлера, Геббельса, Гиммлера и прочих бонз верхушки Третьего Рейха убили в 1944-м в Париже, на премьере фильма, воспевающего нацистскую идеологию. После чего война закончилась. Сделали это участники еврейского партизанского отряда. Убивая фашистов, они снимали с трупов скальпы. А если кого-то отпускали живьем, то выжигали на лбу свастику. «Бесславные ублюдки», в которых Тарантино изложил альтернативную версию Второй мировой войны, стали самой долгожданной премьерой минувшего Каннского фестиваля. Стали бы и самой скандальной, но вмешался «Антихрист». Замысел режиссер вынашивал в течение 10 лет (в какой-то момент у него похитили сценарий), еще до «Убить Билла». Долго выбирал артистов, гадая, звать или не звать Ди Каприо (не позвал). «Бесславные ублюдки» - это отчасти военная драма, отчасти вестерн в духе Серджо Леоне. Но в первую очередь — это кино о любви к кино. У Тарантино, впрочем, так всегда.

«Чудо»
Р: Александр Прошкин
Россия, 2009
ММКФ-2009 — Специальный приз жюри
Самый, пожалуй, шокирующий фильм конкурсной программы минувшего московского кинофестиваля основан на реальной истории. В 1956 году юная атеистка шутя пригласила на белый танец икону Николая Чудотворца, да так и застыла с ней на 128 дней. Жители провинциального города напуганы. К телу девушки являются гости: широко образованный партийный чиновник, столяр, журналист-фельетонист, православный батюшка и даже Хрущев. Герои в исполнении видных актеров Хабенского, Маковецкого и других, увидев крайне правдоподобные струпья и пятна, первым делом грохаются в обморок. От того же самого не застрахованы и впечатлительные зрители. Картина выдерживает сравнения с лучшими фильмами Прошкина: «Холодным летом пятьдесят третьего» и «Русским бунтом». Снята по сюжету самого метафизического русского сценариста Юрия Арабова.

«Генуя»/ Genova
Великобритания, 2008. Р.: Майкл Уинтерботтом
Кинофестиваль в Сан-Себастьяне-2008 — приз за лучшую режиссуру
За какую бы тему ни взялся именитый британский кинематографист Уинтерботтом, получается одно: кошмар. На пустом месте он способен нагородить такие ужасы, что зрительская потребность в настоящем хорроре отпадает. Овдовевший английский профессор вместе с двумя дочерьми отправляется в Геную, надеясь, что архитектурные красоты помогут ему пережить горечь утраты. Не тут-то было. Младшая по прибытии моментально начинает видеть покойницу, а старшая пускается во все тяжкие. Фильм, поначалу кажущийся странно пресным для Уинтерботтома, по ходу дела приобретает такой накал, что даже случайно упавшая с крыши банка заставляет зрителя чуть ли не вскрикивать.

«Гоморра» / Gomorra
Италия, 2008. Р.: Маттео Гарроне
Каннский кинофестиваль-2008 — Гран-при
Кино про то, как простые люди вынуждены против воли иметь дело с мафией, - один из главных европейских фильмов последней пятилетки: пять наград Европейской киноакадемии, Гран-при Канн, семь национальных призов. Тема, как видим, актуальная. К тому же, потребовавшая от своих создателей изрядного мужества: к примеру, автора книги, по которой поставлен фильм, итальянская мафия (каморра) уже приговорила к смерти. В массовке снимались настоящие жители окраин Неаполя.