В Москве прошли громкие премьеры двух новых фильмов Сергея Соловьева - «2-Асса-2» и «Анна Каренина». Обозреватели «ВД» посмотрели обе картины.

«Асса», снятая Соловьевым в 1987 году, буквально «взорвала» СССР. Впервые на советском экране показали неформальную культуру — главных «хулиганов 80-х». Впервые на всю страну прозвучала актуальная тогда музыка: Виктор Цой, Жанна Агузарова, Борис Гребенщиков. В создании фильма поучаствовал цвет русского рока, а пластинка с саундтреком разошлась гигантским тиражом. В финале картины главные герои гибнут, и история, как казалось, не подразумевает продолжения. Но оно случилось.

Самое удивительное, что вторую часть «Ассы» Соловьев поначалу и не думал снимать. Замысел возник случайно. Четырнадцать последних лет Соловьев вынашивал идею экранизировать «Анну Каренину». В результате, «Каренина» таки появилась на свет, а «2-Асса-2» стала фильмом про то, как снимали «Каренину». По сути, это самый выстраданный проект режиссера.

Оба фильма составляют дилогию. Сам режиссер рекомендует смотреть их именно так — сначала «2-Асса-2», потом «Каренина». Причем, желательно, — без большой паузы.

Сергей Соловьев: «Есть много фильмов, где сюжет — это съемки. Например, «Восемь с половиной». Но ни в одной из известных мне картин не ясно, что за кино там снимают. Это всегда оставалось за кадром. А в «2-Ассе-2» понятно, что снимают: «Анну Каренину»! Ужасно друг друга мучают и терзают этой «Анны Карениной», кстати!»

Истории в обеих картинах пересекаются под самыми неожиданными углами. Так, в какой-то момент в «2-Ассе-2» возникает характерно бородатый Лев Толстой. А Татьяна Друбич — главная героиня обеих картин — в финале, опять же, и той, и другой, попадает под поезд.

Сергей Соловьев: «2-Асса-2» получилась так. Всякий раз, когда я собирался экранизировать «Анну Каренину», все срывалось. Затея, как и сама Каренина, летела под паровоз: попадала под все финансовые гадости последних 15 лет. И вот, когда в очередной раз у меня стала гореть «Каренина», я вдруг понял — самое время снимать вторую «Ассу». Я вспомнил, как мы все когда-то на концерте «Кино» в Зеленом театре (финальная сцена первой «Ассы» - ред. «ВД») орали: «Перемен! Мы ждем перемен!». И я спросил себя: неужели сегодня наступили именно те перемены, о которых мы тогда пели? Нет! Перемены наступили, но они — совершенно не те, которых мы ждали. И новая «Асса» - как раз фильм об этих наступивших переменах. За 20 лет выросло другое поколение. Моей дочери Ане во время первых съемок был год. Сейчас она уже взрослая девушка, закончила консерваторию, я очень благодарен ей за то, что она написала музыку для «Анны Карениной». Кстати, вторая «Асса» никаких ответов не дает: хороши эти перемены, или нет. Она задает новые вопросы».

Вопросов к «2-Ассе-2» - самому спорному фильму Соловьева, - на самом деле масса. Если в первой картине имелся вполне конкретный сюжет с некоторым элементом веселого бреда, то в новом фильме пропорции распределены ровно наоборот. Сюжет тонет в абсурде, на этот раз мрачном и безысходном, и разобраться в нем сможет не каждый. Например, возникновение покойного Бананана (главного героя первой «Ассы») объясняется так. Голову героя немедленно после утопления отрезали и пришили к телу уголовника. В таком виде он стал главным в России олигархом по продаже семечек. Устав же от семечек, он играет на флейте.

Причем, Соловьев в новой «Ассе» не только воскрешает, но и запросто убивает героев. В таких количествах и с такой легкостью, что финальный титр «Уныние — страшный грех» выглядит издевательски. По словам Сергея Александровича, просмотрев вторую «Ассу», один знакомый признался ему, что после такого кино хочется сунуть шею в петлю.

Насколько безумна «2-Асса-2», настолько предсказуема «Анна Каренина».

Сергей Соловьев: «2-Асса-2» и «Анна Каренина»

Сергей Соловьев: «История абсолютно никак не модернизирована мной. Рихтер говорил: «Когда играете классику – не фантазируйте! Охота что-то новое сделать – сядьте и напишите новое сочинение». И я, попав под чары Рихтера, не фантазировал». 

«Каренина» снята в аутентичных интерьерах дворцов Санкт-Петербурга, радует глаз костюмами и богата сильными российскими актерами: Олег Янковский, Татьяна Друбич, Александр Абдулов, Сергей Гармаш, Ярослав Бойко. В то же время картина по-школьному следует тексту (естественно, насколько позволяет двухчасовой формат). Ну разве что с большим, нежели в романе, вкусом показано пристрастие героини к морфию — Каренина лечила таким образом нервы.

Подобная аккуратность, возможно, мотивирована тем, что фильм снят по заказу «Первого канала», не всегда отзывчивого по отношению к режиссерским вольностям. Не секрет, что это нарезка будущего сериала, который в свое время будет продемонстрирован на ТВ — подобный фокус мы уже наблюдали с «Адмиралом».
Суховатую, внятную, лишенную творческих порывов «Анну Каренину» и по-настоящему безумную «2-Ассу-2», действительно, как и рекомендует режиссер, нужно смотреть без большой паузы. Они такие разные и все-таки вместе. Окажись в экранизации Толстого чуть больше художественной свободы, а в сиквеле культовой перестроечной ленты — внятности, было бы лучше. Ну да Соловьев в советах по режиссуре нуждается, кажется, меньше всего.

По предварительным данным фильмы выходят в прокат осенью.