Долгое время ярославский Ботанический сад оставался пространством для узкого круга специалистов. А сегодня он открыт для каждого…

Из Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии, Японии, Китая, Европы и Америки… Растения буквально со всего света можно увидеть здесь. Ботанический сад, который был заложен на территории Ярославского педагогического университета имени К.Д. Ушинского почти сто лет тому назад, собрал множество живых коллекций. В дендрарии привычные нашему глазу яблони и ели соседствуют с пробковым деревом и японской сакурой, дорожки парка украшают сирени и розы, а оранжереи заполняют цветы и деревья тропиков и субтропиков…
Долгое время Ботанический сад оставался учебной и научно-исследовательской площадкой для студентов и ученых, которые занимаются биологией и географией. Лишь несколько лет назад в парке стали разрабатывать экскурсионные программы для обычных посетителей. Вымостили прогулочные дорожки, оформили зоны отдыха арками, навесами, лавочками… Сегодня по саду можно прогуляться не только с экскурсией, но и самостоятельно.

Днем рождения Ботанического сада считается 1 июня 1927 года, в прошлом году праздновали 90-летие. Но все цифры в данном случае довольно условны. Переписка с властями разного уровня по поводу создания в городе Ботанического сада началась еще в 1921 году. При этом над формированием будущей коллекции преподаватели и студенты тогдашнего пединститута уже работали. Сначала под проект планировалось отдать территорию Губернаторского сада. Там даже построили первые теплицы, но позже их разобрали, а для сада выделили другую площадку.
Согласно архивным документам 1 июня 1927 года были выделены деньги на строительство забора вокруг Ботанического сада. Значит, к тому времени сад уже точно существовал. Именно эту дату и решили считать отправной точкой.
Сад заложили на территории, прилегающей к тогдашнему биологическому факультету (сегодня он называется естественно-географическим). Первым научным руководителем стал преподаватель кафедры ботаники Николай Иванович Шаханин. А первыми растениями, с которых началась история живых коллекций, были мичуринские яблони. Потом здесь появились липы, ивы и тополя. Не исключено, что какие-то из тех первых лип мы видим в парке и сегодня. А вот посаженные в 1920-е годы тополя и ивы до наших дней не сохранились.
Выделенная под ботанический сад территория – площадью примерно в 2,5 гектара – представляла собой заброшенный пустырь. За счет колоссальных усилий преподавателей и студентов эти земли удалось превратить в парк меньше чем за десять лет. С 1928 по 1937 годы сотрудниками проводилась в основном интродукция плодовых и декоративных деревьев – то есть пересаживание из естественных мест обитания на новую почву. Материал для посадки получали из самых разных уголков: мичуринские сорта яблонь прибыли из Центральной генетической лаборатории, часть деревьев и кустарников – из Московского акклиматизационного питомника, ряд сортов смородины и малины – из хозяйства Всесоюзного института растениеводства «Красный пахарь», декоративные породы – из Лесостепной опытной станции… Николай Шаханин лично руководил всеми работами, составлял планы, выписывал семена и саженцы.
К началу 1930-х годов в саду уже росли каштан, амурский бархат (пробковое дерево), различные виды ореха – черный, маньчжурский, серый… Позже начались эксперименты по выращиванию деревьев и кустарников из семян – так удается получать сорта, которые больше приспособлены к жизни в новых условиях: отличаются более высокой зимостойкостью, устойчивостью к изменениям окружающей среды. Сад изначально рассматривался преимущественно как база для проведения практических работ по научным и учебным дисциплинам: методики естествознания, ботаники и физиологии растений…
В годы Великой Отечественной войны основной стала хозяйственная деятельность – выращивание помидоров, капусты, салата, огурцов, лука и прочего для военторга. Тогда значительно расширили территорию парников, а площадь сада увеличили за счет участка в пойме Которосли.
После войны сотрудники вернулись к привычной работе. Уже в 1950-е годы дендрологический отдел пополнился деревьями и кустарниками из Западной Европы, Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии и Северной Америки. Позже добавились коллекции из Японии и Китая. Сегодня собрание дендрария включает редкие, исчезающие и экзотические растения из самых разнообразных уголков земного шара.

В саду довольно успешно акклиматизируются растения южных широт: от китайского лимонника до белой акации. Особая гордость сада – плодоносящий грецкий орех и белая шелковица. Здесь внушительная коллекция гортензий и сиреней. Больше 40 лет в саду культивируется клекачка перистая – вид, занесенный в Красную книгу России.
Порой какие-то виды и сорта из коллекции сада исчезают – одни из-за вирусных заболеваний, другие не могут пережить зимних морозов, особенно после дождливой осени, когда в земле скапливается слишком много влаги. Растения, выращиваемые в качестве эксперимента (это, например, груши, вишни, абрикосы, черешня), живут и вовсе пять-шесть лет, если повезет – восемь. Тот же грецкий орех, например, периодически превращается из дерева в кустарник – в одну из зим он просто-напросто вымерзает, становится этаким пеньком, но через какое-то время восстанавливается, формируется в деревце, которое вновь растет, дает орехи, а потом в очередную холодную зиму замерзает…
В 2000-е годы на территории парка создали водоем с водной и прибрежно-водной растительностью. Здесь, в частности, растет узколистный рогоз, занесенный в Красную книгу Ярославской области.
А в мае 2010 года в парке заложили новый сад – «Моим учителям». Сортовые яблони, груши, абрикосы, вишни, крыжовник, смородина, виноград и другие плодово-ягодные растения, посаженные студентами и преподавателями педуниверситета, украсили Ботанический сад.
В октябре 2011-го создали «Сад памяти» – посвящение хоккейной команде «Локомотив». Из игроков ярославского клуба, погибших в злополучный день 7 сентября 2011 года, семнадцать были выпускниками Ярославского педагогического университета. В «Саду памяти» посажены яблони, вязы, рябина, черемуха, боярышник. Установлена скульптура «Стрижи» Елены Пасхиной. Именно эти птицы были выбраны в качестве символа, поскольку стрижи никогда не садятся на землю.

В ближайших планах сотрудников – завершить формирование японского сада. Работы начались в 2012 году. Уже создан рельеф, завезен камень, высажены растения – разные виды сосен, сакуры. Остается обустроить каменный ручей, возвести беседку и чайный домик. Возможно, в этом году создание каменного ручья будет закончено, и посетители смогут полюбоваться переливанием журчащей воды.

Один из самых экзотических и притягательных отделов Ботанического сада – это, конечно, его оранжерейный комплекс. В 1955 году на территории сада реконструировали теплицу: расширили ее площадь, заменили отопление. Это позволило заняться культивированием субтропических растений. Так началось формирование экзотической коллекции. Многие из первых растений сохранились до наших дней, по-прежнему цветут, дают плоды.
В конце 1960-х была построены новая оранжерея, а в 1970-е возвели рядом вторую – для тропических видов. В прошлом году оранжерейный комплекс полностью реконструировали – заменили крышу, утеплили стены и пространство между двумя зданиями. Так что условия для тропических и субтропических растений теперь максимально приближены к природным.

В оранжерее с субтропическим климатом поддерживается температура до плюс 18, с тропическим – до плюс 26 градусов. В коллекции собраны различные виды фикусов, пальм, драцен, папоротников, орхидей… Здесь можно увидеть авокадо, фейхоа, японскую камелию, кофейное дерево, лимон, магнолию… Орхидеи зацветают под новый год и цветут всю зиму, поскольку в обычных условиях, когда в наших широтах наступает зима, на родине орхидей – как раз лето. Очень много в коллекции суккулентов – к ним относится большинство кактусов, многие виды молочая, алоэ и ряд других.
Есть в оранжерее и плотоядные растения. Их часто называют насекомоядными, что не совсем верно – среди плотоядных растений встречаются и такие, которые могут переварить не только какую-нибудь муху-стрекозу, но и целую лягушку или ящерицу!
В одной из оранжерей растет самое старое растение из всех обитающих в Ботаническом саду – это цикас поникающий. Он старше самого сада, в коллекцию которого попал, когда ему было примерно 40 лет. Цикас дает по одному листу в год, поэтому его возраст можно определить, посчитав количество листьев. Правда, сотрудники сада, однажды занявшись этим процессом, досчитали до 100 и… сдались, так что точный возраст растения до сих пор не определен. Внешне цикас очень похож на пальму, но на самом деле он родственник ели и сосны.

В Ботаническом саду летом можно услышать пенье соловьев, а зимой увидеть снегирей. Воробьи и синички давно прижились в парке. Залетают временами дятлы и сойки. Для птиц сооружено множество скворечников – пернатых здесь ценят: чем больше птиц, тем меньше насекомых. Кроме того, есть и просто декоративные скворечники, украшающие парк.

А этой зимой в сад прибегала белка – для нее специально соорудили бельчатник!
Сад – вообще, живой организм, в нем постоянно что-то меняется. Приходя сюда в очередной раз, обязательно встретишься с чем-то новым. И убедишься в правоте слов Хью Джонсона, которые размещены на одном из стендов парка: «Не бывает двух одинаковых садов и двух одинаковых дней в одном и том же саду».