Эта фраза, в переводе означающая «Божоле Нуво прибыло», по сути стала лозунгом третьего четверга ноября. Ведь в этот день французы (а сегодня, похоже, и весь мир) отмечают один из своих наиболее уважаемых праздников — День Божоле Нуво или, как его еще называют, Новый винный год.

Традиция пить метрами

Праздник появился на свет в XIX веке в регионе Божоле. Виноград там созревал быстрее, чем в других регионах Франции, и сбор его начинался раньше. До 1846 года Beaujolais Nouveau разливали в так называемые «лионские бутылки» (pot lyonnais) емкостью 1 литр, позднее этот объем был уменьшен до 460 мл. Тогда праздник отмечался в конце октября и проходил следующим образом: на стойках баров выставлялись бутылки с Божоле Нуво, и покупатели платили за метр выпитых pot lyonnais 460 мл, а таковых в метре было 12, тринадцатая же бутылка шла в подарок (немножко странная единица меры, не правда ли? — все равно, что удава мерить попугаями).

Славная традиция была прервана Второй мировой войной и возродилась по окончании. Тогда-то французское правительство постановило продавать молодые вина категории АОС с 13 ноября, а в 1985 году была определена существующая и поныне дата начала продаж Beaujolais Nouveau — третий четверг ноября.

Beaujolais Nouveau: за и против

У Beaujolais Nouveau есть как противники, так и поклонники. Некоторые французы вообще придерживаются снобистской позиции, что, мол, пить его можно только от безысходности: только когда уже пить нечего или хочется сэкономить на выпивке. Некоторые его и за вино-то не держат: что это за вино, к которому и закуски-то нормальной не подобрать? Но мы ничего не будем отвечать этим мрачным скептикам и примем сторону защитников вина: Божоле Нуво — настоящий источник хорошего настроения, оно «веселое, дерзкое и непредсказуемое». Оно будто создано для того, чтобы скрасить самое депрессивное время года — конец ноября (если вы не подвластны подобным природным воздействиям, отлично! Но вспомните героев Муми-долла, на которых в конце ноября накатывала осенняя хандра в самом мрачном произведении Туве Янссон, так и называющемся — «В конце ноября»).

Большинство же французов любит этот праздник и гордится им. Во Франции даже есть обычай — пройти в этот день по нескольким питейным заведениям и в каждом выпить по бокалу Божоле Нуво. К пятом-шестом пункте остановки жизнь кажется прекрасной и удивительной. Правда часто все заканчивается больной головой. Но ведь это будет только утром...

Заметим, что если раньше традиция отмечать Новый винный год была чисто французской, то сегодня она популярна во всем мире, и с невероятным энтузиазмом была принята в Японии и Таиланде. Сегодня это вино ежегодно чествуют в более чем 200 странах мира. В России же официальное открытие праздника Beaujolais Nouveau состоялось в 1999 году, так что вот уже пятнадцатый год у нас есть возможность принять участие в этом прекрасном празднике Жизни! И почувствовать себя настоящим европейцем! Кстати, помните, что главный «враг» Beaujolais Nouveau — время. Beaujolais Nouveau долго не живет, так что если у вас по какой-то причине нет возможности отметить праздник непосредственно в последний четверг ноября, помните что для дегустации этого вина есть временные ограничения: выпить его надо максимум за полгода.

Вино и искусство — две вещи совместные

«Вино — это разлитая по бутылкам поэзия», — писал Роберт Льюис Стивенсон. И с ним трудно не согласиться. Божоле поэзия тоже не обошла стороной. Более того, вдохновило на написание стихотворения (: и нашего, российского рифмоплета: «Божоле, ты мое, Божоле, / Ты одно из прекрасных вин. / И искрится, как луч в хрустале, / Молодой озорной рубин». А Татьяна Устинова даже написала детектив под названием «Третий четверг ноября», писательница Сюзанна Кулешова — роман «Последний глоток божоле на двоих». (звучит почти как название фильма Годара «На последнем дыхании»). Это то, что касается российской литературы, что же касается «роли божеле во французском искусстве», то тема эта, скорее всего, тянет на «докторскую». Но первое, что приходит в голову — роман Рене Фале «Божоле нуво прибыло», по которому в 1978 году был поставлен фильм с одноименным названием.

Неразрывную связь Божоле и искусства будет продемонстрирована поклонникам вина в ближайшее время. Дело в том, что в этом году организация ИнтерБожоле предложила художнику по имени Сквак (SKWAK) создать иллюстрации для продвижения Божоле Нуво-2014. Сквак — личность широко известная и популярная во всем мире, его идеи в разное время привлекали внимание и использовались такими кампаниями, как Google, Microsoft, Adidas.

Цель приглашения Сквака: интерпретировать идею Божоле Нуво на основании собственных ощущений художника. В итоге он создал уникальную этикетку, представленную на плакатах и других промо-материалах кампании. Смысл месседжа от Сквака прочитывается, на мой взгляд, легко: Божоле нуво гордится своими традициями и при этом идет в ногу со временем! Вот и нам, читатель, не стоит отставать. Ведь 20 ноября на пороге!

В Петербурге в этот день (и последующие за ним) попробовать Божоле Нуво можно будет в ресторанах «Нож справа, вилка слева», «Жан-Жак», «Божоле», «Entree» и др. Кстати, жителям ради дегустации даже не надо покидать родного города, ведь здесь есть ресторан, который так и называется — «Божоле». Гостей ресторанов, где отмечается День Божоле Нуво, ждут розыгрыши призов, специальные винные акции, музыкальные программы, и, конечно, Божоле нового урожая!