Лофт Проект ЭТАЖИ в очередной раз делает ставку на фото, и выигрывает. В Северную столицу привезли масштабный и уже известный во всем мире фотопроект Тима Мантоани «100 портретов легендарных фотографов и их шедевры».

И в горе, и в радости… Когда у фотоохотника за шедевром под рукой камера, достаточно мгновения, чтобы в одной точке сошлись реакция и удача, и на свет появился тот самый кадр. А дальше – дело фортуны: прекрасный ва­риант – снимок становится обложкой ежедневной газеты, лучший – входит в историю и разлетается миллионным тиражом в открытках и постерах.

Тим Мантоани: удачный кадр

Получив образование в области рекламной фотографии, Мантоани от­крыл студию и создавал проекты для престижных изданий и компа­ний, среди которых, например, Newsweek, Sports Illustrated и Coca-Cola. В 2006 году фотографу улыбнулась настоящая фортуна. Идея будущего звездного проекта, как это часто и бывает, родилась прямо во время ра­боты. Тим снимал приятеля, рок-фотографа Джима Маршалла, держав­шего в руках свой легендарный снимок, на котором Джонни Кэш в порыве музыкального запала на тюремном концерте показывает средний палец прямо в объектив счастливого фотографа.

Тогда и родился на свет проект «Легенды фотографии». Еще раз подтвердилось, что все гениальное просто: настоящий интерес вызывает то, что скрыто, — это как показать закули­сье, когда одну из главных ролей играют люди, которые всегда за кадром.

Энциклопедия звездных фотографов

Дальше все было как по волшебству — фотограф находил героев, иногда они находились сами. Идея создания этакого фотографического альманаха впечатляла и вдохновляла их. За 5 лет Тиму удалось встретиться с гениями фотографии, которые были для него кумирами, а сейчас приходили и с удо­вольствием участвовали в его истории. В объектив, о котором необходимо будет сказать отдельно, попало более ста фотографов, каждый держал в руках свой фотошедевр.

Так вот, в качестве агрегата для съемки фотограф выбрал легендарный Polaroid 20*24 — идеальное изобретение для создания портретов. Внушительных размеров аппарат с удивительным внутренним организмом выдает снимки плакатного формата. Так что сама работа над проектом уже превращалась в увлекательный процесс как для автора, так и для его героев. Кстати, каждый из них оставляет на рамке фотографии небольшую историю любимого кадра – политика, спорт, звезды кино, му­зыки и подиумов, пойманные в нужный момент, известные рекламные снимки и победители престижных фотоконкурсов.


Рон Галелла, 4 октября 1971 года, Нью-Йорк, «Джеки на ветру»


Его зовут не иначе как «Король папа­рацци», сегодня Рон Галелла – один из самых знаменитых и богатых фо­тографов. Но его путь был тернист: для того чтобы добиться славы, фо­тографу приходилось идти на не­мыслимые поступки. Охранники Элвиса Пресли протыкали шины в его автомобиле, Шон Пенн пле­вал ему в лицо, Марлон Брандо ре­шал конфликт с помощью кулаков, его обливали водой и натравляли телохранителей, — Рону все было нипочем.

Главной его музой была Джеки Кеннеди-Онассис. Каждая ее фотография приводила к скандалу и два раза — к суду. После очередной выходки фотографа, ему запрещено было приближаться к Джеки ближе, чем на 50 метров, но изворотливость. и смекалка не терпели поражений. Знаменитый кадр «Джеки на ветру» фотографу удалось сделать прямо из такси. Когда Кеннеди-Онассис шла по улице, Галелла попросил такси­ста притормозить и посигналить, — Джеки, конечно, обернулась и… вуаля. Фотограф сделал чуть ли не самый свой известный снимок, ко­торый, по его мнению, граничит с высоким искусством. Рон называет его «Моя Мона Лиза» и считает, что экс-первая леди все же улыбается специально для него.


Гэри Найт, 1999, Косово


На сегодняшний день Найт возглав­ляет судейскую коллегию самого престижного для фотожурналистов конкурса «World Press Photo». В 80-е он оставил спокойную карьеру и в качестве фотожурналиста отпра­вился в горячие точки, чтобы сде­лать самые честные и шокирующие снимки: Югославия, Африка, Сред­ний Восток, Балканы, Северная Ко­рея. Найт является соучредителем одного из крупнейших фотоагентств «VII Photo Agency», преподает в Гар­варде и продолжает снимать. Фото­графия, которую он держит на пола­ройдовском снимке, была сделана в конце девяностых в Косово. Его ге­роиня – одна из первых беженцев, которых увидел Гэри. Всего один щелчок — и Найту удалось навсегда запечатлеть храбрость и отвагу во взгляде женщины, вынужденной спасать семью во время войны.


Дуглас Киркланд, 1961, «Однажды вечером с Монро»


Коко Шанель, Энди Уорхолл, Брид­жит Бордо, Мик Джаггер, Одри Хеп­берн, Михаил Барышников, Стивен Хокинг и Чарли Чаплин – помимо всемирной славы, этих людей объе­диняют потрясающие кадры, создан­ные одним фотографом. Слава при­шла к Киркланду уже в 27 и продол­жает сопровождать его. В проекте Мантоани он вернулся в прошлое более чем на 50 лет. Перед молодым фотографом на шелковых простынях лежит неповторимая Мэрилин Монро, которая просит выйти всех своих ассистентов и оставить ее с Дугласом наедине. Под бархатный голос Сина­тры и пузырьки Dom Perignon фото­графу удается сделать легендарные кадры самой сексуальной женщины планеты, которые, в свою очередь, сделают его знаменитым и разле­тятся по всему миру. «Ее движения, ее руки, ее тело были идеальны», – вспоминает Дуглас Киркланд.


Эрик Миола, 1977, «Земля Обетованная»


Настоящий мастер цвета. Среди его заказчиков – крупнейшие фирмы и мировые тренды, его работы укра­шали обложки самых известных журналов. В детстве он был ув­лечен фокусами и Гарри Гудини. В 14 Эрик увидел чудеса проявления фотопленки и был покорен, в 23 – стал ассистентом в студии знаменитого фотографа Пита Тер­нера и уже через год открыл соб­ственную студию.

Миоле удается совмещать работу и свою самую большую страсть — путешествия. Для съемки у Мантоани он выбрал кадр, сделанный во время работы в кинокомпании в Пасадане. Идея ро­дилась в голове фотографа, как фо­кус в детстве. Его вдохновили цвета и фактуры: созданные для съемок гаражи, выкрашенные в ярко-алый цвет, в контрасте с белой штука­туркой и синим небом. Для этого постановочного кадра фотографу не хватало только одного — авто, а именно белого «кадиллака», как символа Америки, которая слишком много на себя берет. Машину нашли и пригнали. Так и появилась на свет «Земля Обетованная».

Фотографии предоставлены Центром фотографии имени братьев Люмьер.