По легенде, Санкт-Петербургу существовать и процветать до тех пор, пока осеняют его крыльями три ангела: золотой, серебряный и бронзовый. Но на самом деле наш город можно назвать городом ангелов – сотни небесных вестников шелестят над ним крылами...

Считается, что эти три легендарных ангела – ангел шпиля Петропавловского собора, ангел собора Святой Екатерины на Кадетской линии и ангел Александровской колонны на Дворцовой площади. И хотя только ангел на Дворцовой действительно бронзовый, петропавловский позолочен, а ангел Екатерининской церкви не серебряный, а всего лишь деревянный и обит свинцом (снизу, наверное, напоминающим серебро), а сейчас и вовсе на реставрации, – но втроем они действительно закрывают наш город шестью «олимпийскими» (золото, серебро, бронза – почти пьедестал!) крыльями от бед и несчастий. Небольшую экскурсию к некоторым петербургским ангелам мы и предлагаем совершить читателям «ВД».

Петропавловская крепость

Традиция помещать на шпилях соборов флюгеры-ангелов, конечно, не российская, а пришла к нам из Европы. Так, за образец петропавловского взяли голландского ангела из города Маастрихта. Наш золоченый небесный защитник, конечно, может поворачиваться при сильном напоре ветра, однако флюгером он не является. Нынешний ангел на шпиле Петропавловского собора – уже четвертый, и взлетел он над городом в 1858 году. Вес позолоченного архангела Гавриила – 750 кг, рост – 3,2 м, размах крыльев – 3,8 м. Последний раз реставраторы «лечили» этот символ Петербурга в 90-е годы ХХ века и обещали ему долгую и счастливую жизнь. А вот улыбается ли золотой ангел, можно узнать, поднявшись на колокольню Петропавловского собора. Заодно – узнать все об истории Петропавловского собора и золотого небесного вестника.

«Три века над городом» / Экскурсия на колокольню Петропавловского собора / Заказ экскурсий – по тел. 498-07-20.

Исаакиевский собор

История ангелов Исаакиевского собора насчитывает уже более 170 лет. 33 бронзовых небесных вестника были разработаны в 1839 году скульпторами: итальянцем Джованни Витали и немцем Иосифом Германом. 24 фигуры расположены на балюстраде главного купола, на высоте 60 м, и своими силуэтами подчеркивают стремление всего здания ввысь. Группа коленопреклоненных ангелов со светильниками на углах аттика создает переход от основного объема собора к его верхней части, а статуи ангелов над угловыми пилястрами являются как бы их продолжением. 170 лет ангелы терпели все атмосферные напасти, пережили несколько революций и тяжелейшую войну. И наконец, с 2006 по 2011 год прошла масштабная реставрация ангелов Исаакия. Ангелы со светильниками вернулись на собор в конце ноября 2011 года. А скоро реставраторы займутся и остальными крылатыми фигурами. Кстати, традиционно считают, что ангелы бесплотны, однако на барельефах Сампсониевского собора, входящего в музейный комплекс Исаакия, настоящие ангелицы! Они еще и музыканты к тому же: дуют в трубы, прославляя победы русского оружия, а точнее – Полтавскую баталию.

Музейно-автобусная экскурсия «Соборное кольцо» (Исаакиевский, Сампсониевский, Смольный соборы, храм Воскресения Христова) / 25–31 марта, 11.30.

Легенда

Дворцовая площадь, Александровская колонна. Легенда гласит, что лицо бронзового ангела, навершия Александровской колонны, или, с легкой руки Пушкина, «Александ- рийского столпа», по воле скульптора Бориса Орловского как две капли воды похоже на лицо императора Александра I. Следовательно, попирая бронзового змея, ангел не просто со злом борется, но еще и побеждает... французских захватчиков и императора Наполеона! По другому преданию, после революции ангела неоднократно хотели поменять на бронзового Ильича, но, к счастью, съемки фильма Сергея Эйзенштейна «Октябрь» потребовали сохранения крылатого в пейзаже Дворцовой площади для «исторической достоверности». Слава богу, бронзовый ангел до сих пор держит крест над своим городом.

 

Государственный Эрмитаж

Ангелов в крупнейшем российском музее столько, что того и гляди услышишь шорох их крыльев, проходя по залам «русского ковчега». Недавно к крылатой семье присоединился еще один – архангел Гавриил из Лондона. До конца весны в Аполлоновом зале Эрмитажа «поселилась» картина Карло Кривелли «Благовещение со святым Эмидием» из собрания Лондонской Национальной галереи в рамках проекта «Шедевры музеев мира в Эрмитаже» и в благодарность за экспонирование «Мадонны Литты» Леонардо да Винчи в Лондоне. Кстати, в богатейшем собрании Эрмитажа картин Карло Кривелли нет. Венецианец по происхождению, Карло Кривелли писал картины исключительно на религиозные сюжеты, однако представляя их в стиле рыцарских романов. Таково и «Благовещение со святым Эмидием» – алтарный образ, написанный для церкви Сантиссима-Аннунциата городка Асколи, которому папа даровал права городского самоуправления. Весть эта пришла с голубиной почтой в город аккурат 25 марта 1482 года, в день Благовещения. Потому на картине Мария принимает благую весть от архангела Гавриила в своей комнатке, а в это время на улице одни горожане тревожно вглядываются в небо, ожидая голубя, другие – уже читают папскую буллу.

Музею ангелов быть!

Известная петербурженка Елена Бабич – сегодня организатор общественного движения «Петербург – духовная столица», которое уже сейчас объединило сотни людей. Одна из многих задач нового сообщества – создать в Северной столице Музей ангелов. «Почему это Музей чертей есть в Каунасе, а Музея ангелов нет нигде? – удивляется Елена Владимировна. – И где как не в Петербурге такому музею быть?!» Неудивительно, что такая идея появилась именно у Елены Бабич: у нее уже есть собственная огромная коллекция ангелов – фарфоровых, керамических, стеклянных, деревянных, живописных, графических, из ткани и папье-маше... Со всех концов света. Есть ангелы-подарки – от актеров, художников, дизайнеров, музыкантов, политиков: от Святослава Ростроповича и Вячеслава Зайцева, Лидии Федосеевой-Шукшиной и Татьяны Бадмаевой... «Пора создавать музей», – решила Елена Бабич. Кстати, открыть его можно было бы и в родном городе Елены Владимировны – Кронштадте. Как раз к завершению реставрации главного кронштадтского собора. Но, может, такой музей лучше создать в центре Петербурга? Только представьте себе, какое количество туристов он привлечет. А насколько увеличится число небесных защитников у Северной столицы и крыльев, осеняющих ее жителей... И не сосчитать!

Музей кукол

Кроме бронзовых и каменных ангелов, в наш загадочный город залетают и почти невесомые божьи птицы – из тонкой проволоки, нежной ткани и даже хрупких сухоцветов. Это очередная ангельская стая присела отдохнуть в Музее кукол. Автор этих чудных «птиц» – художница Лидия Иванова. Как известно, ангелы – обитатели «тонкого мира», а вот выставка художницы называется «Прозрачные миры». Это невесомые, очень изящные и лаконичные композиции. Каких только ангелов здесь нет! Ангелы-хранители, ангелы-путешественники, ангелы вестники и даже ангел... катающийся на коньках. А еще украшенная вышивкой текстильная инсталляция, изображающая солнечные лики и причудливые маски «Венецианского карнавала», куклы, фотографии и живопись, созданные Лидией Ивановой для созерцания и размышления.

Галерея «Мастер-класс»

Есть в нашем богатом на художественные таланты городе мастер, который не создает ни одной картины без ангела. Это художник и руководитель проекта «Мастер-класс» Тамара Семенова. Когда-то, накануне миллениума, вместе с другими художниками Тамара участвовала в замечательном проекте «2000 ангелов к 2000 году» в городе Кракове. Она «отвечала» за архангела Гавриила. И вот после этой картины на всех ее полотнах ангелы оставляют хотя бы след крыла... И знаменитая картина Тамары Семеновой «Ангел на обочине» – изображение ангела-хранителя детей-сирот – появилась у художницы не просто так: ведь «Мастер-класс» осуществляет множество проектов с детьми из детских домов и интернатов. Для них Тамара Семенова организует балы и выставки, праздники и, конечно, мастер-классы. В этом году ребята должны рисовать свои картины в мае под сводами Морского Никольского собора в Кронштадте. Если, конечно, реставраторы и строители не подведут...

Галерея «Мастер-класс», ул. Маяковского, 41/ ул. Рылеева, 6.