Известный греческий фотограф Костас Асимис представил в Петербурге серию фотографий, каждая из которых приоткрывает тайну над многовековой историей одной из самых почитаемых христианских святынь, уникального места, оказавшего огромное влияние на процесс становления и развития православия – святой горы Афон, насчитывающей более двух тысяч лет, овеянной морским ветром и легендами.

Согласно преданию, в I веке Афонский полуостров посетила Пресвятая Богородица – это событие определило всю его дальнейшую судьбу. Обращаясь к местным жителям, она произнесла: «Место сие да будет Моим жребием, который дан Мне сыном и Богом Моим!». Когда именно на Афоне появились первые иноки-передвижники, доподлинно неизвестно, но уже к VII веку по указу императора Константина Погоната полуостров перешел в полное распоряжение монахов. Примерно в это же время здесь начинают возникать небольшие монастыри.

Сегодня на Афоне существует двадцать действующих монастырей (17 греческих, болгарский, сербский и русский, а также – скиты, келлии, кафисмы, исихастирии), и проживают тысячи монахов. Место, название которого у многих ассоциируется с синонимом вечности, не признает мирских законов: здесь верится в чудеса, ощущается духовность и мудрость многих поколений, сокровенность и безмолвие природы.

Костас Асимис родился в Ташкенте – туда его родители переехали после гражданской войны в Греции в 1949 году. На историческую родину он вернулся только спустя тридцать лет, будучи уже профессионалом в области фотографии. Через два года Костас впервые побывал в русском Свято-Пантелеймоновом монастыре на Афоне, после чего на долгие годы связал свою судьбу с этой особенной землей.

На выставке, представленной в Великокняжеской усыпальнице Петропавловского собора, можно посмотреть как цветные современные снимки, так и уникальные черно-белые фотографии XIX – начала XX веков из монастырского фотоархива, восстановленные Костасом Асимисом. Интересно, что первое фотоателье на Афоне появилось именно в русском монастыре: его обитатели старательно фиксировали все значительные события из жизни обители и проводили жанровую съемку. Со временем лаборатория пришла в упадок, но по-настоящему серьезный ущерб фотолетописи нанес пожар 1968 года, опустошивший половину монастыря. Могло случиться так, что эти единственные визуальные свидетельства русско-афонской истории были бы потеряны для нас навсегда – но волею судьбы нашелся тот, кто смог сохранить их и показать всему миру. На отреставрированных кадрах можно увидеть работу монахов в сапожной и кожевенной мастерских, кузнице, хлебопекарне, изображения известных в прошлом духовных лиц.

Монастыри и храмы на фоне практически нетронутой человеком природы, портреты священников и послушников, повседневная жизнь монахов, визиты паломников и именитых гостей, – на этих фотографиях не увидишь ни спецэффектов, ни неожиданных художественных решений. Между тем, каждый из снимков, составляющих экспозицию, притягивает взгляд естественностью красоты запечатленных моментов, гармоничностью, «дышит» почти ощущаемым спокойствием. Сдержанные и в тоже время необыкновенно глубокие цвета как нельзя лучше подчеркивает простота композиции. Жизнь, далекая от суеты и потрясений, уже не кажется пугающе однообразной – этот особый путь не для всех, но те, чья душа просит исцеления и просветления, именно здесь найдут всё, в чем нуждаются. Да и монахи на фотографиях похожи на обычных людей гораздо больше, чем мы привыкли себе их представлять: они улыбаются, носят кроссовки и рюкзаки, ходят на рыбалку. Их лица, благостные во время службы, умиротворенные за работой, веселые на отдыхе, являются частью той далекой загадочной действительности, которую дарит нам Костас Асимис.

Оливковая роща, скалистые склоны, яркие цветы, утопающие в зелени лугов, фруктовые деревья и поля, засаженные виноградом, – это Афон, хранящий отпечаток древности, обращенный в будущее, незыблемый как всё святое, вечный как сама вера, прекрасный как истинная красота.

Выставка «Наш Афон» продлится до начала апреля.