Resume

Конкурс фотожурналистики World Press Photo Awards организован Фондом World Press Photo Foundation, существующим в Нидерландах с 1955 года.

В этом году международное независимое жюри состояло из 19 профессиональных фотографов и фоторедакторов СМИ. За две недели работы члены жюри отсмотрели 108 059 фотографий 5691 фотографа из 125 стран мира.

Ключевыми принципами World Press Photo являются политическая независимость, уважение к работе фотокорреспондентов и неприятие любых форм цензуры.

Главный приз конкурса World Press Photo – Золотой глаз (Golden Еуе) присуждается одиночной фотографии, которая иллюстрирует самую актуальную тему, острую ситуацию или наболевшую проблему. Первый, второй и третий призы присуждаются в 9 категориях фотосерий и одиночных снимков: Spot News – «Новости с места событий», General News – «Общие новости», People in the News – «Люди в новостях», Sports – «Спорт», Contemporary Issues – «Актуальные темы», Daily Life – «Повседневность», Portraits – «Портреты», Arts and Entertainment – «Искусство и развлечения», Nature – «Природа».

Выставка из 200 фотографий будет представлена на сотне площадок по всему миру.

Golden Еуе

Обладатель главного приза World Press Photo 2011 Джоди Бибер (Jodie Bieber) из Южной Африки уже восемь раз выигрывал награды этого конкурса в разных номинациях. На этот раз портрет афганской девушки Биби Айши, которую изуродовал муж-талиб, отрезав ей нос и уши за попытку сбежать от него, стала сенсацией года, а фотограф – вторым в истории премии победителем из ЮАР. Снимок появился на обложке журнала Time, а председатель жюри фотоконкурса этого года Дэвид Бернетт отметил, что это невероятно сильная фотография, которую люди будут помнить еще долго. К счастью, девушка с фотоснимка была затем эвакуирована в США, где ей сделали пластическую операцию, и она обрела новое лицо.

 

 

Look at me!

Одно из самых главных профессиональных качеств фоторепортера – оказаться в нужном месте в нужное время с исправной фотокамерой (а не простым мобильным телефоном) – конкурс демонстрирует как никакой другой. Фотографии этого года, увы, отличает особенная жесткость: как заметил один из членов жюри World Press Foto, фотографы запечатлели сотни способов уничтожения человека. Например, фотография венгра Петера Лакатоса, снявшего полет горящего самоубийцы, спрыгнувшего с высотного здания (1 место, категория «Горячие новости»), или работа француза Оливье Лабан-Маттеи: больничный санитар бросает труп ребенка на кучу мертвых тел в морге больницы в Порт-о-Пренсе (1 место, категория «Горячие новости»), или его же работа: женщина кричит над телом своей 15-летней дочери, убитой полицейским на улице Порт-о-Пренса на Гаити (1-е место, категория «Горячие новости»). На фото Альтафа Кадри – похороны в 35 километрах от города Сринагар в Индии: сестра цепляется за кровать, на которой лежит ее брат, убитый полицейскими в Кашмире (1-е место, категория «Люди в новостях»). Видеть эти фотографии больно, но необходимо. Главное – помнить, что это не кадры голливудского хоррора, а абсолютная (хоть иногда и далекая от нас) реальность. Кстати, индийский фоторепортер Альтаф Кадри весной во время военных событий пропал в Ливии, в районе г. Адждабия, за который шли бои между правительственными войсками и силами повстанцев...

Achtung!

Как всегда, традиционно острые и жесткие кадры World Press Foto на темы социальные: бедность, болезни, голод, стихийные бедствия, в результате которых люди теряют кров и пищу. Например, серия пакистанских снимков австралийского фотографа Дэниела Берехулака, посвященная жертвам наводнения в Пакистане (1 место, категория «Люди в новостях»): безумная, почти нечеловеческая борьба за сброшенную с вертолета еду среди пострадавших от наводнения в Даду. Однако фотографии этого репортера, несмотря на их сиюминутность и актуальность, приобретают почти эпическое звучание – например, уникального трагизма и красоты кадр «Мужчина и мальчик, идущие по затопленной деревне Baseera в Пакистане». Неслучайно Берехулак стал финалистом Пулитцеровской премии-2011 за свои пакситанские работы. Ему же принадлежит и поразительной силы серия снимков о детском труде на индийских угольных шахтах.

 

 

О спорт — ты мир?

Даже самые «мирные» категории конкурса – «Природа», «Спорт», «Искусство и развлечения» – приобретают в репортажных кадрах актуально-острый смысл: может быть, именно здесь журналистика еще сохраняет свою первоначальную цель – сиюминутного отклика на самые больные проблемы жизни. Рядом с фантастической красоты снимками (2 место, категория «Природа») итальянского фотографа Стефано Унтерзинера лебедей-кликунов на одном из японских озер – фотографии темные от вулканического пепла индонезийской деревни около активизировавшегося вулкана Бромо (Кристоф Аршамбо, Франция, 3 место, категория «Природа») или тяжелые от нефтяного слоя волны Мексиканского залива на снимках Бенджамина Лови. Рядом с комичной футбольной историей от Майка Хатчинса и необычными кадрами водных видов спорта – трагическая коррида: фото Густава Гуваса (2 место, категория «Спорт»), на котором бык пронзил испанского матадора Хулио Апарисио во время корриды в Лас-Вентас. Операция по спасению матадора, кстати, продолжалась более шести часов... Тореадор остался в живых.

Professionally

Несомненно, что победители «World Press Photo» фиксируют и определяют направление фотожурналистики минимум следующего года. Не менее бесспорно, что жанр этот стал жестче и, по мнению некоторых экспертов, бездушнее. Говорят, что раньше жюри отдавало предпочтение снимкам, где человек спасал человека. Но, может, теперь таких кадров стало слишком мало? Что ж, это общая тенденция времени: гуманизм в наше время не в почете. И все-таки это объективный, часто отстраненный взгляд, который направлен в мир, а не в экран ноутбука. Может, тем и хорош этот конкурс и выставка, что они заставляют нас понять, как многогранна и болезненно непроста жизнь вокруг, порой ошарашивая нас своей жестокостью и насилием или, наоборот, поражая красотой. Главное – не лениться и не бояться, а видеть.