29 ноября, через день после концерта в Киеве (для музыки политические противоречия не преграда), после концерта в Москве и накануне выступления в польском Водзислав-Сленски (вот такой плотный график!), Петербург посетит австрийский брасс-ансамбль (септет) Mnozil Brass.

Музыканты на своем сайте так иронично описывают историю коллектива: «То, что началось однажды в венском кабачке Йозефа Мнозила, набрало такую популярность среди слушателей, что сейчас мы имеем по 120 концертов в год по всему миру». Но, так или иначе, сегодня Mnozil Brass — один из наиболее известных австрийских ансамблей, хотя они и не являются чисто музыкальным проектом, существуя на стыке направления classical crossover и комического театра. Ансамбль был основан в 1992 году выпускниками Венского университета музыки и исполнительского искусства. За более чем двадцатилетнюю историю состав частично сменился, однако общее направление движения ансамбля, разумеется, осталось прежним — септет отличают яркие концертные выступления, сочетающие в себе виртуозную игру на духовых, массу юмора, и номера самых различных стилей, включая произведения из академической музыки, джазовые обработки, рок-песни, саундтреки и прочее (тут и «Богемская рапсодия» группы Queen, и «Rock It» Хэрби Хэнкока, и «O sole mio», данная в контрапункте с аккомпанементом песни «Нью-Йорк, Нью-Йорк» Джона Кандера, — из одноименного фильма Скорсезе, и прелюдия И.-С. Баха, и много чего еще).

То, что делают Mnozil Brass — это не столь инструментальный театр (все же термин «инструментальный театр» больше связывается с серьезной или экспериментальной — неразвлекательной — музыкой, композиторами М. Кагелем, Н. Корндорфом, Дж. Крамом и др.; у Mnozil Brass, можно сказать, театр с инструментами), сколь музыкальная клоунада, что-то среднее между цирком и музыкантским капустником, отличаясь от последнего уровнем режиссуры, а от первого — музыкальным профессионализмом. А сам Mnozil Brass — таким образом, не только брасс-ансамль, но и в неменьшей степени комик-труппа. При этом визуальная составляющая в их выступлениях важна, может быть, даже более, чем звуковая: часто в номерах коллектива хронометраж мимических бессловесных сцен чуть не превышает хронометраж собственно игры, а сценические [пере]движения артистов объясняют играемое или выступают катализатором игры, и номера надо именно видеть. Юмор Mnozil Brass довольно своеобразен и иногда находится на грани фола, готовый скатиться в пошлость или совершенную глупость (может быть, некоторая недоступность взгляду со стороны — это такая черта австрийского юмора? — можем предположить мы, памятуя о другом известном примере, где проявляется австрийский музыкальный юмор — о Виолончельном концерте Фридриха Гульды… Напомним также и об еще одном образчике австрийского музыкального юмора — образчик носит фамилию Вурст. Участники ансамбля в своих выступлениях играют, трубят (это не то же самое), поют, кричат, танцуют, прыгают, словом, резвятся как могут.

Конечно, придя на концерт, неподготовленному слушателю может показаться несколько странным найти себя наблюдающим за семью немолодыми мужчинами на сцене, валяющими дурака и ведущими себя как дети (и, может быть, петербургская Капелла, как и Большой зал московской консерватории, не самое лучшее для этого место), но это будет так, только если настроить свое ожидание на академический брасс-ансамбль с сухой нахмуренной программой из сочинений Хиндемита или, к примеру, Виктора Эвальда (наверное, чувство возникнет, подобное тому, как если включить, скажем, прелюдии и фуги из «Коротко темперированного клавира» P.D.Q. Баха, он же Питер Шикеле, и ждать от них сходства с пьесами незабвенного ХТК J.S. Баха, он же Иоганн Себастьян Бах). Если же изначально идти на концерт, отбросив предрассудки, как на цирковое представление — хорошее впечатление может остаться надолго, а настроение будет поднято определенно. Бонусом будет хорошая живая игра на музыкальных инструментах, приятное ощущение общения, возникающее на концертах Mnozil Brass.

Ну, а для того, чтобы сложилось некоторое понимание, что же ждать от австрийских гостей, можем предложить ссылку на один из лучших номеров ансамбля — увертюру к «Вильгельму Теллю», опере Джоаккино Россини в версии Mnozil Brass: {http://www.youtube.com/watch?v=eZO9XZ3cLUc}.