В Большом зале филармонии 19 октября состоится концерт, посвященный 700-летию преподобного Сергия Радонежского.

В программе сочинения на духовную тематику русских композиторов — «Демественная литургия» для солистов, хора, органа и струнного оркестра (op.79, 1917 г.) Александра Гречанинова и «Радонежская оратория» для солистов, хора и симфонического оркестра на слова Евгения Лукина Владиславы Малаховской (мировая премьера). Исполнителями выступят петербургский камерный хор (художественный руководитель и дирижер — Николай Корнев) и Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр. Дирижер — Петер Феранец, Словакия (Феранец в прошлом – ученик Мариса Янсонса, а сейчас — музыкальный руководитель Национального оперного театра им. Яначека, что находится в чешском городе Брно).

Александр Гречанинов. «Демественная литургия»

«Демественная литургия» — одно из самых известных сочинений часто обращавшегося к духовной и молитвенной тематике Гречанинова (фрагменты из «Литургии» записывал еще Шаляпин, впоследствии известность приобрела запись сочинения болгарскими национальными хором и камерным оркестром, при участии Бориса Христова). «Демественная» (фактически, правильное название -— «Домашняя», по аналогии с «Домашней симфонией» Р. Штрауса, а не демественным распевом) литургия писалась еще до эмиграции композитора, в охваченной революционным безумием России. Несмотря на использование канонического православного текста и смешанного хора, — добавлением струнного оркестра и органа (напомним, игра на музыкальных инструментах запрещена в богослужебной православной традиции) и более богатой гармонической палитрой и разнообразным (скорее в традициях классической, а не духовной музыки) эмоциональным тонусом это произведение Гречанинова отражает экуменические воззрения композитора, которые в полной мере будут отражены в его позднейшей «Экуменической мессе» (1936). Но все эти тонкости, конечно, не имеют отношения к качеству музыки — живой, проникнутой сильным чувством и отмеченной печатью вдохновения.

Владислава Малаховская. «Радонежская оратория»

Владислава Малаховская — петербургский композитор, ученица В. П. Чистякова и С. М. Слонимского, член Союза композиторов Санкт-Петербурга, журналист и музыкальный педагог родом из Сергиева Посада (в советское время — Загорск). Малаховская — автор многих сочинений, так или иначе связанных с гражданской или духовной тематикой (кантаты «Ксения Петербургская»; «Нас не нужно жалеть» на стихи фронтовых поэтов; «Пересвет» и др.соч.) и частый гость в концертных программах из музыки петербургских композиторов. «Радонежская оратория», написанная на стихи поэта Е. Лукина, родилась, по существу, из детских загорских воспоминаний композитора, прогулок по Троице-Сергиевой лавре и окрестностям (о чем Малаховская призналась в интервью газете «Завтра») и в качестве развития идей более ранней кантаты Малаховской «Пересвет». По мысли создателей оратории, сегодня тема оратории актуальна не только по причине 700-летней годовщины Сергия Радонежского, отмечавшейся минувшим летом, но и по причине неопределенности вектора развития России сегодня, в связи с чем фигура Сергия Радонежского как «духовного основателя независимого Российского государства» (определение Е. Лукина) становится чуть ли не центральной.

Музыкальный язык Малаховской весьма традиционен — новации академической музыки ХХ века в нем отражаются лишь в виде дальних намеков и отблесков, музыка подчеркнуто тональна, четка и понятна, — нет преувеличений или недосказанностей, надлома или изобретений, но то, что в ней есть — органичность, умеренность, доступность, хороший вкус, эмоциональное «здоровье», серьезная тематика — делает ее повернутой к слушателю, не к «профессиональному», — а к вполне широкому, способному воспринимать классическую музыку, слышать, что вкладывает в произведения композитор, и это не кажется таким уж малым. Поэтому новая премьера композитора обещает пополнить ряды горячих поклонников творчества Владиславы Малаховской.