9 июля в Капелле в рамках XIV фестиваля «Музыка Большого Эрмитажа» знаменитый норвежский композитор и трубач Ханс Петер Мольваер исполнит свою новую программу «Switch».

Последние шесть-семь лет Мольваер приезжает в Россию регулярно, достаточно хаотично (или экзотично) выбирая места и проекты: он уже несколько раз играл на Коктебельском опен-эйр фестивале этнической и джазовой музыки — единственном событии в этом легендарном месте, которое еще хранит дух старого — поэтического, творческого, свободного — Коктебеля, пару раз на вполне специализированных московских джазовых площадках, в Петербурге же музыкант выступит в Капелле, которая совсем не случайно зовется Академической.

Фестиваль, посвященный в этом году 250-летию Эрмитажа, представляет как всегда краткую, но высокого качества афишу, в которой норвежский джазист занимает альтернативную позицию как по отношению к классической музыке, так и к джазу. Мольваер тот редкий музыкант, который не воспринимает направления в своем искусстве, как жестко заданные рамки, а легко создает свой собственный стиль, который и становится впоследствии направлением. Его считают одним из создателей future jazz и free-jazz, кто-то приписывает его творчество к классике new age, он же развивается все дальше от принятых музыкальных ярлыков и все глубже в свое собственное понимание музыки, смешивая джазовые и академические приемы, микшируя звук как на записях, так и на живых концертах, используя фолк, рок и бог его знает, какие еще компоненты.

От джаза в концертах Мольваера остается фирменный звук, напоминающий Майлза Дэвиса времен его джаз-роковых альбомов 70-х годов, мягкий и пластичный, что на таком капризном инструменте, как труба доступно единицам, а также общая, бесконечная и, как и всякий хорошо подготовленный экспромт, подкупающе непосредственная свобода импровизаций. При том вот этот, сугубо джазовый звук трубы парит над очень профессионально сделанной электронной звуковой картинкой, создавая какое-то сюрреалистическое ощущение двуединой реальности. В целом, именно Мольваер поднял норвежский джаз до уровня мирового признания и до сих пор его творчество и каждый его новый диск вызывает у профессионалов и публики неизменный интерес. Его музыка вызывает ассоциации с буддистскими мантрами или азиатским фолком за счет погружения в какое-то специфическое состояние, чуть ли не в транс, с истинно северным флегматичным созерцанием протекающей действительности откуда-то оттуда, с другого берега жизненной реки. Может быть, поэтому Мольваер как композитор последнее время активно привлекается киноиндустрией, где нужна музыка, взаимодействующая с эмоциональным восприятием в большей степени, нежели с рациональным.