10 июля на сцене Академической Капеллы в рамках XIII международного фестиваля «Музыка большого Эрмитажа» впервые в России выступят Мария Жоао и Мариу Лажинья.

Два очень известных европейских джазовых персонажа впервые приедут в Россию — сначала в Петербург, потом в Москву. Каждый из них знаменит и по отдельности: Мария Жоао с юности прославилась своими удивительными вокальными возможностями, да еще и способностью к джазовой импровизации, что у певцов встречается редко. Ее мать из Мозамбика, отсюда, может быть, легкость в отношении разных музыкальных стилей, доступная только свободным от цивилизации людям Африки: среди 11 дисков певицы есть записи с симфоническим и джазовым оркестром, «Порги и Бесс» Гершвина, есть джазовые диски с бразильско-португальскими и африканскими мотивами и ритмами, и электроника. А Мариу Лажинья, великолепный джазовый пианист, очень востребован в Европе как композитор, причем опять же для самых разных коллективов, включая и симфонические оркестры, и джазовые, кроме того он пишет музыку для кино. Как дуэт Жоао-Лажинья существуют уже очень давно, еще с середины 1980-х годов начав играть, записывать диски и посещать все известные мировые джазовые фестивали и вот только сейчас, через тридцать с лишним лет после начала своей совместной деятельности, они доехали до нас. Очень и очень выдержанный дуэт — а это хорошо для джаза не менее, чем для хорошего алкоголя.

Дуэт представляет в России свой последний совместный диск Iridescente, вышедший в 2012 году. Многие любители джаза видели, наверно, ролик, где музыканты висят на канатах то над романтической, ночной лиссабонской бухтой Мар да Палья, то на фоне какого-то вполне родного многоэтажного «недостроя». И там, между небом и землей, во вполне строгих концертных одеждах, они тоже совершенно естественны — и это характерно для их совместного творчества: они как будто не стоят на земле, их музыка и голос Марии невесома, неукоренена в какую-либо четко очерченную традицию. Чем-то ее пение напоминает наши перестроечных времен попытки совместить советскую задушевность со свободой новой эпохи, бардовскую обнаженную исповедальность и «вкусную» джазовую аранжировку. Есть что-то общее, разве что свобода в Португалии вполне осязаема, с тех пор, как они отбились от арабов и стали независимым государством в XII веке. Забыть они тех веков войны с неверными не могут до сих пор, вот и ценят свою свободу истово, сидя на улицах большую часть суток, свободные, вольные и бесконечно, но так обаятельно ленивые.

И очень чувственные. Хрипловатый тембр голоса певицы сопровождается иногда такими движениями глаз, губ, рук — что дети не поймут, а воспитанный в СССР, в котором ни чувственности, ни секса, как известно, не было, слушатель может, пожалуй, и встать, со словами: как не стыдно, при всех-то! Кажется, Мария Жоао не стыдится абсолютно никаких проявлений эмоциональности — в нашей с вами жизни это может и юродством отдавать, а вот же, португальцам сия манера идет и смотрится совершенно органично. Их солнце, их великое прошлое, их внутренняя свобода нам, северным детям, и не снились. А шепот и хрипловатые вздохи певицы могут внезапно смениться совершенно оперным вокалом — поставленным, сильным, плотным, с огромным диапазоном. Вот просто взбредет в голову прихоть — и голос подчиняется. А слушатель вздохнет и нет-нет, да поверит в безграничные возможности человека творящего, хотя бы в данном, отдельно взятом случае.