Десятый международный фестиваль «Музыкальный Эрмитаж» в этом году проходит под слоганом «Навстречу 250-летию Государственного Эрмитажа». Неделя европейской музыки в музее на исходе зимы (фестиваль пройдет с 16 по 24 февраля 2013 года) приурочена к году Нидерландов в России и России в Нидерландах. Государственный Эрмитаж, Эрмитажная Академия Музыки и «Фестиваль на каналах» (Амстердам) подготовили отличную программу для ценителей хорошей музыки. Открывает фестиваль концерт «Классика и современники» Лиди Блейдорп – одной из самых ярких молодых музыкантов Нидерландов.

Vashdosug.ru поговорил с Лиди о предстоящем выступлении, музыке и России.

Лиди Блейдорп не очень известна в России, а между тем, она лауреат нескольких международных конкурсов, обладательница премий нескольких престижных международных конкурсов и фестивалей, таких как «Фестиваль на Каналах», конкурс Принцессы Кристины, Международного фонда Молодых талантливых музыкантов (Нидерланды). Лиди является выпускницей Королевской консерватории в Гааге, а также парижской консерватории. Манера ее игры отличается сочетанием бережного отношения к традиции и в то же время особенным сочетанием эмоциональной силы и трепетной утонченности.

Ее участие в международных студенческих программах в Мичигане и Джульярдской высшей школе музыки в Нью-Йроке (США) позволило ей в значительной степени обогатить свою манеру исполнения под влиянием различных мировых школ. В возрасте 12 лет Лиди Блейдорп была принята в Королевскую консерваторию в Гааге в класс Моники Бартельс. Продолжила обучение у Мишеля Штрауса в Парижской Высшей национальной консерватории музыки и танца, которую блестяще окончила в 2011 году, получив степень магистра. Во время обучения в Париже принимала участие в программе обмена студентами, обучаясь в Университете Мичигана у Ричарда Аарона, где в январе 2011 присоединилась к проекту поддержки камерной музыки Sylff в Джульярдской школе музыки в Нью-Йорке.

Лидии играет на виолончели признанного мастера Саскии Схоутен, предоставленной ей Фондом музыкальных инструментов Нидерландов.

Лиди, расскажите, как вас пригласили на фестиваль «Музыкальный Эрмитаж»?

Все очень просто. Я выиграла конкурс «Фестиваля на Каналах», который сотрудничал с фестивалем «Музыкальный Эрмитаж», и мне предложили выбрать программу, которую я хотела бы сыграть здесь. Я была рада выбрать концерт Дворжака, теперь я исполню его Петербурге.

Вы впервые в России, как вам наш город?

Я читала книгу о Петербурге, там рассказывалось как Петр I путешествовал по Голландии, был вдохновлен ею, и решил построить здесь тоже маленькую Голландию. Мне было интересно посмотреть, действительно ли это так, насколько Петербург похож на Голландию. Еще я читала, что когда город только строился, здесь было полно волков в лесах. Я запомнила, что должна быть осторожной. (Смеется). Сейчас, конечно, я не ожидаю встретить настоящих волков, но считаю, что русская публика может оказаться более критичной, чем голландская.

Вы говорили о Дворжаке, расскажите, какие произведения вы будете играть и почему вы выбрали именно их?

Да, Дворжак, конечно. Создание выбранного мною концерта было вдохновлено поездкой композитора в США, его впечатлением от зарождения новой государственности, нового мира, порвавшего со всем старым. Этой верой в светлое будущее пропитано все произведение, и это мне нравится. Еще я буду играть две песни Сергея Евтушенко  —  «Сон» и «Пробуждение». Я только пробовала подобрать их на фортепьяно, и не знаю, как это прозвучит с оркестром. Мне любопытно.

Волнуетесь?

Не особо, потому что я не далеко от дома, и если что-то пойдет не так, смогу отсюда сбежать. (Смеется).

Как вам русская музыкальная культура?

Я не очень много знаю о музыкальной культуре России. Я училась во Франции и там мне говорили, что Франция и Россия — противоположности в музыкальном плане. И все, что я помню о русской музыке, — это то, что был некий человек с бородой, который пел красивые песни, имени не знаю. (Смеется). Еще я слышала что-то наподобие народных песен, но не помню где и как.

Почему когда то вы выбрали именно виолончель, в качестве музыкального инструмента?

В детстве я пришла на концерт с родителями, увидела виолончель, широко раскрыла глаза, ткнула пальцем и сказала: «Хочу это!». Так я и стала играть на виолончели, хотя мне понравились все инструменты! Это как в известной шутке — она достаточно большая, но не такая тяжелая как контрабас. (Смеется).

Можете рассказать о своих творческих планах?

Больше всего мне нравятся камерные проекты. В составе фортепианного трио, квартета или квинтета я бы хотела объехать с концертами мир.

Лиди, а что для вас музыка?

Я знаю одно русское высказывание, кажется, это Достоевский: «Красота спасет мир». Так вот музыку я считаю значительной составляющей этой красоты.