В рамках XIII фестиваля «Площадь искусств» 22 декабря в Малом зале Филармонии состоится концерт-перформанс в честь 100-летия композитора Джона Кейджа.

Джон Кейдж, американский композитор, философ и поэт, знаковая фигура в западном авангарде середины и второй половины ХХ века, у нас (и особенно в Петербурге) широкой публике не знаком. Мало того, что авангардист, а это слово даже в консерваторских кругах зачастую произносится с пренебрежительным оттенком, так еще и из тех странных представителей культуры, что не видели необходимости разделять различные виды искусств. Кейдж был последователем дзен-буддизма и считал, что мир во всех его явлениях един, а значит и искусства не должны делиться на визуальные, словесные и звуковые. Сначала он попробовал включать в музыкальные сочинения звуки, которые не имеют отношения к музыкальным инструментам, потом писал для «препарированного» фортепиано, потом сочетал исполнение музыки с гаданием на Книге перемен и игральных костях.

Все это могло бы быть полной чушью (и у последователей Кейджа часто именно это и получается), если бы не талант автора, который в полном смысле слова был дзен-буддистом и из таких вот случайных составляющих творил какую-то новую реальность, настоящие произведения искусства со своими внутренними законами и собственным художественным языком. Хотя и не без провокаций – именно Кейдж сочинил любимое произведение всех студентов-композиторов и эстетствующих молодых дирижеров наших дней, «4'33». То есть на самом деле 4 минуты и 33 секунды тишины, исполняемой очень сосредоточенно, по нотам и с сознанием ценности происходящего. Любимый прием Кейджа этого периода – алеаторика, то есть произвольное и вариативное участие в сочинении случайных звуков. Например, «Воображаемый пейзаж № 4» для 12 радиоприемников, который состоит из тех звуков и звуковых сочетаний, что ловят эти самые приемники в момент концерта. Это произведение, как и еще несколько, будут звучать в антракте концерта в фойе и Красной гостиной Малого зала.

Алексей Любимов

Концерт предстоит многосложный и многоцветный: три отделения самых разных произведений Кейджа для фортепиано, препарированного и нет, и других инструментов вплоть до радио, в исполнении Алексея Любимова, который еще в 1960-х основал ансамбль «Музыка – ХХ век», а в начале XXI века стал деканом первого в стране факультета исторического и современного исполнительства при Московской консерватории. И сейчас этот факультет, фактически, единственный готовит исполнителей, владеющих самыми разными, как говорит профессор Любимов, музыкальными языками, от старинной музыки до самого свежайшего авангарда.

Марк Пекарский

На концерте выступит еще один профессор того же факультета, Марк Пекарский со своим ансамблем ударных, который опять же стал пионером столь модного сейчас увлечения ударными, как сольными инструментами. Концерт будет украшен видеоинсталляциями, фильмами о творчестве Кейджа и его стихами и прочими гранями таланта этой яркой, спорной и такой привлекательной личности. Вместе со знаменитыми музыкантами, на сцену выйдет хореограф и танцовщик Константин Гроусс, который исполнит композицию «В пейзаже» для фортепиано и танца, когда-то положившую начало такому жанру, как хэппенинг в западном искусстве, а также молодой композитор Владимир Раннев в качестве чтеца.