Совсем скоро в московской театральной афише появятся спектакли Ромео Кастеллуччи и Теодороса Терзопулоса. «ВД» разузнал подробности громких премьер, а заодно вспомнил, на какие спектакли других иностранных мэтров стоит обратить внимание.

Ромео Кастеллуччи

«Человеческое использование человеческих существ»
«Электротеатр СТАНИСЛАВСКИЙ»
5 декабря, ПТ
Открытая репетиция

Главный итальянский авангардист, обожающий шокировать публику своими спектаклями-перформансами, впервые ставит в Москве. Скандал гарантирован: для Кастеллуччи нет никаких табу на сцене — обнаженные старики, окровавленные трупы, экскременты… Что-нибудь подобное обязательно можно будет увидеть и на премьере. Хотя сам режиссер-провокатор озвучил вполне приличную концепцию. Основная тема его нового творения — приятие и неприятие смерти. Сюжет — воображаемый диалог Христа с воскресшим Лазарем. Он повторяется пять раз. Первый на русском, последний — на языке Женералиссимо, который был придуман в 1985 году. Женералиссимо вбирает в себя диалекты креольских яыков и язык нумерологии, разработанный в XIII веке. Также известно, что во время спектакля (точнее открытой репетиции) в «Электротеатре СТАНИСЛАВСКИЙ» полностью преобразится фойе — там начнется действие, а дальше зрители перейдут в зал, где будут убраны кресла, им придется сесть на пол.

Томас Остермайер

«Фрекен Жюли»
Театр наций
28 декабря, ВС

Томас Остермайер — немецкий режиссер, славу которому принесли остросоциальные спектакли-интерпретации классики. Обязательный пункт программы Авиньонского фестиваля, они всегда вызывают бурную реакцию. И хотя Остермайер ставит в основном в родном берлинском театре «Шаубюне», в Москве можно попасть на спектакль его авторства — это «Фрекен Жюли» по пьесе Стриндберга про аристократку, отдавшуюся лакею. Старомодный сюжет перенесен в московские реалии — дочь олигарха спит с водителем отца и мучается от безделья и одиночества. Разыгрывает это все ярчайшая пара московской сцены Чулпан Хаматова и Евгений Миронов. Роль «третьей лишней» кухарки досталась Юлии Пересильд. Хаматова, как всегда, бесподобна в образе тихой сумасшедшей. Миронов обстоятельно выстраивает образ раба, который льстит с той же страстью, что и ненавидит. Пересильд убедительна в своей игре в здравомыслие, граничащее с цинизмом. Сценография немецкого качества (Остермайер привез в Москву свою команду) добавляет спектаклю остроты и трагизма. Все два часа на сцену падает бутофорский снег, за плотной чернотой задника грохочет клубная музыка, перед зрителем же блестит начищенный кафель кухни в стиле хайтек. Всем, кто ценит в театре злободневный контекст и не боится вида крови на сцене, смотреть обязательно.

Деклан Доннеллан

«Мера за меру»
Театр им. А.С. Пушкина
14 декабря, ВС

Англичанина Деклана Доннеллана критики считают консерватором, любому эпатажу и обличениям он предпочитает мягкий юмор и неожиданность театральных метафор. В основном Доннеллан ставит Шекспира и русскую классику — завсегдатаи Чеховского фестиваля видели и его «Бурю», и «Трех сестер», и многое другое. Однако возможность оценить театр Доннеллана есть и у посетителей репертуарного театра — его «Мера за меру» идет на сцене Театра Пушкина. Страшно запутанную пьесу Шекспира режиссер превратил в короткий (!) рассказ о том, что такое хорошо, а что такое плохо в условно-российском королевстве. В том, что речь идет о России, нетрудно догадаться. Хотя Доннеллан прямых сравнений не допускает и вообще держит бесстрастный тон. Примет Англии никаких, декорации минималистичны (на почти пустой сцене — три полых красных куба), центральный образ — толпа в смятении и страхе перед переменами. В ней узнаваемы и полицейские, и проститутка, и госслужащие, и геи. Во главе толпы — благородный герцог, вдруг уставший от бремени власти и решивший оставить вместо себя преемника (Анджело). А преемник, как водится, с гнильцой. Правда жизни, строгие декорации, содержательные роли. Лучшее решение для тех, кто не против политического театра как такового, но провокаций в богомоловском духе не приемлет.

Робер Лепаж

«Гамлет-коллаж»
Театр наций
18 декабря, ЧТ

То, что канадский гений Робер Лепаж поставил в Москве спектакль, само по себе сенсация. Этот режиссер считается звездой планетарного масштаба, человеком, который смог соединить искусство театра и цирка в одно целое и превратить свою труппу Ex Machina в самый технологичный театр современности. В Москве Лепаж согласился работать только благодаря Евгению Миронову. Худрук Театра наций появляется в спектакле в роли Гамлета. А заодно — Гертруды, Горацио, Клавдия, Офелии, Призрака, Полония. Однако какой бы невероятной ни казалась способность любимого российского актера перевоплощаться сразу в 9 шекспировских персонажей, ощущение чуда вызывают, прежде всего, сложнейшие декорации. Над сценой вращается куб, открытый с двух сторон. Ничтожно маленькое пространство, в котором в течение 135 минут Миронов разыгрывает трагедию Шекспира в одиночку. Стенки куба с грохотом открываются и закрываются, Миронов появляется в разных образах, спускаясь «на сцену» на тросах (цирковых лонжах). Спектакль похож на совершенный аттракцион. Ничего подобного в репертуаре столичных театров нет и вряд ли появится в ближайшем будущем. Имейте в виду, билеты до сих пор (с момента премьеры прошел год) можно достать с большим трудом.

Теодорос Терзопулос

«Вакханки»
«Электротеатр СТАНИСЛАВСКИЙ»
26 января, ПН

Открытие «Электротеатра СТАНИСЛАВСКИЙ» перенесено на 26 января. И можно было бы легко предположить, что это не крайний срок — и детище Бориса Юхананова так и останется мифом. Однако на первую премьеру уже продают билеты, а это значит, что с вероятностью 90% все состоится. Открытие «Электротеатра» доверили главному греческому режиссеру Теодоросу Терзопулосу. Московским зрителям он известен благодаря спектаклям, поставленным им для Аллы Демидовой: «Квартет» Мюллера, «Медея» Еврипида, «Гамлет-урок». Еще известно, что Терзопулос — председатель Международного комитета театральной Олимпиады, основатель Международного собрания античной драмы в Коринфе. «Вакханок» Еврипида он уже ставил в 1986 году. Спектакль завоевал массу театральных наград по всему миру. Будет ли московский вариант точной копией шедевра, пресс-служба театра держит в строжайшем секрете. Но главный эксперт по греческой трагедии в Москву приезжает часто и проводит с артистами труппы сложнейшие тренинги (режиссер — автор телесной техники, которую держит в секрете). Известно также, что в спектакле очень необычная и яркая сценография. Премьеру будет сопровождать выставка Йоханы Вебер, прекрасного немецкого фотографа. В день открытия в фойе разместятся огромные баннерные полотна с фотографиями сцен из спектаклей Теодороса.