Спектакль Человеческое использование человеческих существ

Оценка редакции
Выбор редакции
Дата премьеры: 5 декабря 2014

Радикальный спектакль итальянского провокатора Ромео Кастеллуччи, в основе которого - евангельский сюжет о воскрешении Лазаря.

 Мировая премьера спектакля состоялась в Болонье в феврале 2014 года, московская премьера в электротеатре СТАНИСЛАВСКИЙ намечена на июль 2015 года. Это первый опыт сотрудничества выдающегося итальянского режиссера с российским театром.

«Человеческое использование человеческих существ» — действо на языке Дженералиссимо, искусственном языке, структура которого постепенно поднимается от общего пласта, состоящего из 400 всеобъемлющих терминов, к более тонким сферам, туда, где сосредоточен наиболее чистый уровень, состоящий только из 4 слов. 

Само же действие основано на каноническом евангельском сюжете — воскрешении Лазаря, а за основу иконографии взята знаменитая фреска Джотто, на которой изображен Христос, приближающийся к гроту, и труп Лазаря в окружении родственников, зажимающих нос рукой, чтобы не чувствовать зловония, исходящего от уже гниющего тела. Легкий запах аммиака призван служить напоминанием о тленности человеческой плоти, которой противостоит сила мысли, чудотворная мощь слова. 

Сюжет повторяется пять раз, и всякий раз будет использован один из уровней языка Дженералиссимо. Пластика и жесты актеров, которые также меняются от повтора к повтору, должны постепенно обнаруживать все более глубокие смыслы этой встречи человеческого и божественного начал. 

Пустое пространство, в котором происходит действие, не разделено на зоны, оно объединяет актеров и публику.

Отзывы о «Человеческое использование человеческих существ»

Инна 14 февраля 2019, 04:45

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог»
Первое, что бросается в глаза это огромный диск, который по сути ни что иное, как словарь, ключ к пониманию языка Дженералиссимо. Структура данного языка сводится к постепенному слиянию слов в группы из пяти слов, обозначающихся одним объединяющим словом. Ближе к центру слов становится все меньше пока ни остается только четыре слова. Мне все казалось, что в итоге все четыре слова должны слиться в одно всеобъемлющее, но не произошло.
Действие поставлено по мотивам фрески о воскрешении Христом Лазаря и разбито на три основных части.
Сперва все зрители попадают в комнату, затянутую пленкой, по всей видимости, означающую склеп Лазаря, где люди в спецодежде и респираторах прокатывают через весь зал тот самый огромный диск, который начинаешь воспринимать как могильный камень. В зале, от едкого запаха аммиака, кружится голова, слезятся глаза и просто невыносимо дышать. И в тот момент, когда приходят мысли убежать из зала, в стене за символичным камнем приоткрывают проход и все наконец могут покинуть склеп.
Во втором действии появляются действующие лица: Христос, Лазарь и его родственники. Нам показывают сцену воскрешения, диалог Христа и Лазаря. И сперва все кажется достаточно понятным.
Но вот сцена заканчивается и в игру вступает тот самый выдуманный язык, момент воскрешения проигрывают еще несколько раз и с каждым разом язык, который используют Христос и Лазарь, переходит на новый уровень, пока ни достигает пика и в распоряжении актеров остается всего четыре слова, которые должны означать все, но при этом, то что произносят актеры, уже невозможно осознать.
Когда от смысла диалога ничего не остается, Христос ложится на диск-могильный камень и его проносят над толпой.
И вот уже мы видим, как Христос в позе распятия, лежит на диске из слов, а действие уже вовсе не содержит речи. Третья часть спектакля это медитативное пение и, для меня лично, это была самая эмоциональная часть спектакля и за это отдельное спасибо Алексею Тегину и его Phurpa. Большинство зрителей впало в состояние транса: кто-то не мог отвести взгляд от исполнителей и только медленно качался из-стороны в сторону, кто-то лег на пол, повторяя позу Христа, кто-то танцевал.
Даже притом, что мне спектакль понравился, я не могу рекомендовать его - слишком многое, из того что происходит вокруг, может вызвать неприятие и негативную реакцию, начиная от сильнейшего запаха аммиака, который действительно остается с вами еще, как минимум, до следующего утра, кончая тревожными и гнетущими образами смерти и разложения.
Если же попытаться ощутить себя непосредственным участником действия, я уверена, вы сможете получить от спектакля удовольствие. Для этого не стесняйтесь садиться на пол, и представьте себя учеником Христа, который смотрит за сотворенным им чудом воскрешения.

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 8)

Читайте про другие
события

Статьи по теме

Актеры «Человеческое использование человеческих существ»

Смотреть всех актёров

Другие спектакли / драма