Спектакль Все кончено

Оценка редакции
Дата премьеры: 18 января 2017

Глубокий и бескомпромиссный спектакль Камы Гинкаса о любви.

Почти шёпотом о великой тайне жизни, о том, что всё кончается не тогда, когда приходит смерть. Все будет кончено, когда уйдёт любовь. Герои этой пьесы Олби беспощадно погружаются в себя, до основания, до опустошения, в поисках утраченного счастья, в поисках утраченного времени. Они, как в камере смертников, каждый — наедине с собой, вместо того, чтобы «полюбить своего палача», того, кто говорит, что пора умирать. Вместо того, чтобы принять, что, даже находясь в камере смертников, необходимо искать любви.

Отзывы о «Все кончено»

Ещё 5 отзывов
Елена Шмырева 21 февраля 2023, 05:51

Очередная пьеса Эдварда Олби в МТЮЗе, и очень похожая сценография на «Кто боится Вирджинии Вулф». Вновь задействовано фойе перед большим зрительным залом, которое делает зрителей наблюдателями семейных сцен. Персонажей больше, но это не делает вещь интереснее, ведь тема — ожидание близкими родственниками и знакомыми кончины главы семейного клана.
Пушкин с кончиной дяди Онегина уложился в пару строф, начиная с
«Его пример другим наука;
Но, боже мой, какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь!»
Скука ожидания у Олби разбавляется разборками между потенциальными наследниками и воспоминаниями о смертельно больном, стоящем на пороге вечности. Но нет той остроты и неожиданности диалогов, которые были в предыдущей пьесе. А потому прекрасные артисты с большим трудом тянут драматургический воз, вышедший из под пера автора. Эмоции вспыхивают, но очень быстро гаснут. Близость смерти и ожидание её заставляют участников приглушать голоса и сдерживаться. Доктор сообщает, что роковое событие еще не произошло, но вот-вот... Дочь, сын, жена, любовница обсуждают, стоило ли перевозить пациента из больницы домой и какой способ похорон предпочтительнее: захоронение или кремирование. Деловой партнер и друг, кажется, имеет в конверте какие-то распоряжения, которые следует огласить после кончины, но чтения завещания мы так и не услышим. Будут долгие разговоры, из которых становится ясным, что жена уже давно стала далекой, сохранив статус официальной, а любовница — настоящей подругой умирающего, с которой супруга смирилась, но вот у взрослых детей все еще есть на нее обида за предательство отца.
Особых семейных тайн не открывается. Так мелочи: после того как муж завел любовницу, у супруги была интрижка с его другом, но всё в далёком прошлом, о котором и вспоминать не особо хочется. Вяло и тоскливо, огня давно нет.
Скажем, Онегину повезло. В размышлениях о неугомонном Петербурге он долетел в деревню к дяде и «его нашел уж на столе, как дань готовую земле», а дальше пошел очередной виток жизни с визитами, романами, дуэлями. Олби же мучает артистов и зрителей повествованием без особой интриги и действия. Возможно, найдутся любители таких неторопливых скучноватых историй, но у меня не сложилось. Хотя были прекрасный Игорь Ясулович в роли Доктора; явно притушивший свой кипучий талант Валерий Баринов; очень правдивая в роли Сиделки Виктория Верберг; спокойная и преданная Оксана Лагутина в роли Любовницы; обидчивые и нервные дети в исполнении Софьи Сливиной и Арсения Кудряшова; и играющая свою роль Жены в двух регистрах Ольга Демидова.
То есть, думаю, не одна я ждала финальной фразы, вынесенной в название спектакля: «Всё кончено».

Ежиха 17 июня 2019, 05:30

Близость смерти особенно остро заставляет задуматься о жизни. Именно так было со мной во время спектакля по пьесе Эдварда Олби «Все кончено», поставленном в МТЮЗе маститым режиссером К. Гинкасом.

Самого умирающего зрители не видят. У его кровати дежурит доктор и сиделка. А перед нами его семья и самые близкие люди: жена, дочь и сын, любовница (которая фактически была женой уже много лет, но официального статуса не имеет), старый друг (он же адвокат и душеприказчик, а так же любовник жены). Все завязано на противоборстве двух главных женщин: жены и любовницы. Их судьбы оказались тесно связаны не по их воле, но благодаря тому, кого скоро не станет. К сожалению, даже приближающая смерть не способна разрешить этот старый конфликт, он разгорается с новой силой. Пускай у них нет материальных претензий друг к другу, но зато теперь они выясняют, кто будет организовывать похороны, как лучше поступить с телом (кремировать или похоронить), выполнить ли желание умирающего или сделать как этого хочет жена...
К этому конфликту добавляется выяснение отношений между матерью и дочерью. И тут уже дело доходит до рукоприкладства. Сын и старый друг периодически пытаются хоть как-то примирить враждующих женщин, но у них это плохо получается... Достается обеим, а мира так и не наступает... Очень тяжело смотреть на череду этих бесконечных выяснений отношений, потому что жалко их всех, а помочь ничем не можешь...

Но это прекрасный повод задуматься и не допустить чего-того подобного в собственной жизни. Не так много у нас времени, чтобы тратить его на выяснения отношений... и прошлое должно оставаться в прошлом.

Боль героев пьесы воспринимается особенно остро потому что спектакль играется в камерном пространстве фойе театра. Все близко, все видно... от этого ещё острее и больнее...

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 8)

Рецензии

Рецензия: «Все кончено»

Безнадежный спектакль Камы Гинкаса  о том, к чему приводит нелюбовь.

7 марта 2017, Наталья Витвицкая

Читайте про другие
события

Актеры «Все кончено»

Смотреть всех актёров

Другие спектакли / драма