В спектакле Другого театра Павел Сафонов попытался превратить вампиловскую пьесу в буржуазную драму о кризисе среднего возраста. Преодолеть сопротивление материала режиссеру не удалось.

Вампиловские пьесы для режиссеров — лучший экзамен на профпригодность. Причем, в этом случае даже за не самую удачную постановку иногда можно поставить зачет. Дело в том, что материал очень манкий и такой же обманчивый. Особенно «Утиная охота», которая умудрилась стать культовой без единой удачной столичной постановки или экранизации. Безусловно, был и фильм с Олегом Далем, и два мхатовских спектакля: давний с Андреем Мягковым и относительно новый с Константином Хабенским. При всей разнице подходов, диагноз у них один — Зилов, конечно, исполнен талантливо, но постановка...

Режиссер Павел Сафонов, как водится, пошел своим путем. Но споткнулся еще на этапе распределения ролей. Как только начался спектакль и главный герой вышел на подмостки, стало понятно , что исполнитель роли Зилова не совместим ни с пьесой, в целом, ни с этой постановкой, в частности. И вы не подумайте, при всей своей медийности и эпатажности Владимир Епифанцев — хороший артист. Но... Накачанные плечи, «жадные руки», крепкие ноги, голос с хрипотцой — все признаки большего количества тестостерона в крови. И мечется он от женщины к женщине совсем не от глубокой внутренней неудовлетворенности, а по зову плоти. Уже в первой сцене, когда этот Зилов опохмелятся «Жигулевским», весело пританцовывает под Back in USSR и пытается вспомнить, что случилось накануне — осознаешь: этот человек никогда не застрелится по причине своего физического и психического здоровья. Все что происходит потом, предсказуемо и потому малоинтересно.

Альфа-самец Зилов скучает в отсутствие конкурентов, задирается к стае и забирает себе лучших самок. В таком ракурсе единственный внятный конфликт у героя происходит с женой. Ольга Ломоносова, играющая Галину, смотрится в спектакле на редкость удачно. Вот она страдает от одиночества вдвоем, вот сообщает об аборте, вот пристально смотрит вдаль, вспоминает прошлое — сцены из достойной мелодрамы. Правда, постепенно вся история приобретает скорее водевильный характер.

Финал брачных игр и вовсе выглядит как фарс: она уезжает, он пытается ее удержать — герои крутят входную дверь на колесиках, поворачивая ее то внутренней, то внешней стороной, в конце концов Зилов произносит сакраментальное  «Я люблю тебя», а за дверью уже другая: молодая, трепетная, влюбленная и ненужная Ирина. Сериальная мораль — жизнь ему отомстила — тут уместна как никогда.

Кстати, о молодой и трепетной. Последнюю любовь (в случае с Епифанцевым — пассию) играет Надя Михалкова. Это ее театральный дебют. Обаяние молодости у представительницы кинодинастии никуда не делось, но элементарные навыки, кои требуются для работы на сцене, у девушки отсутствуют. Например, иногда ее просто не слышно. Кроме того, изобразить для исполнительницы Ирины хоть какой-то рисунок роли режиссер не потрудился. Не хочется подозревать его в плохом, но складывается ощущение, что Надю Михалкову позвали поработать медийным лицом и именем на афише и немного оттенить мастерство Ольги Ломоносовой.

Печально, но в «Утиной охоте» все сильные стороны режиссера Сафонова обернулись против него. Например, привычка эстетствовать. Застойный быт на подмостках смотрится на редкость пошленько. Кажется, художник Николай Симонов вынул из закромов атрибуты времени для фотосессии в глянцевом журнале. Понятно, что визуальный ряд — реверанс в сторону целевой аудитории, положительной и платежеспособной. Но приходя в театр, любой зритель хочет не только узнаваемых лиц и красивую картинку, но еще и возможности посочувствовать персонажам. Сопереживать, Зилову-Епифанцову невозможно по определению. На его фоне даже официант Дима (Денис Яковлев), тот самый который у Вампилова недрогнувшей рукой стреляет в уточек, но может и человека убить, смотрится куда более симпатичным персонажем.