Это по-нашему – по-усадебному!

Заметить эту выставку надо всенепременно. Это ведь трижды подарок: от одной усадьбы – другой, к юбилейной дате – 100-летию объединения «Бубновый валет». И просто подарок для зрителя, понимающего толк в хорошей, фактурной живописи.

И ничего нет удивительного в том, что отличная выставка работ «Бубнового валета» – картины П. Кончаловского, И. Машкова, В. Рождественского, Р. Фалька, Е. Потехиной, Н. Удальцовой, О. Розановой, – оказалась в выставочных залах Музея-усадьбы Г.Р. Державина. Неудивительно потому, что картины прибыли тоже из усадьбы – подмосковного Абрамцево, облюбованного когда-то русскими писателями, поэтами, художниками. Неудивительно потому, что такой «вкусной», сочной «живописной живописи» (именно так и называется выставка – по термину, придуманному Ларионовым) самое место в усадьбе поэта, который знал цену, вкус, вес слова.


Смотришь на натюрморт Машкова, а почему-то слышится державинская «Жизнь Званская»: «Багряна ветчина, зелены щи с желтком, румяно-желт пирог, сыр белый, раки красны, что смоль, янтарь – икра, и с голубым пером там щука пестрая – прекрасны!» И пусть у Машкова «Натюрморт» не только с рыбой, но и с глухарями, зато живописность, действительно, с державинским «рыком». Собственно, именно об этом когда-то писал Р. Фальк: «Мы все – люди привычки, и мы все забываем наши первоначальные, живые, свежие ощущения. Лук, картошка – почти каждый день мы видим эти предметы и знаем, что их можно съесть. Люди – ленивые, сонные существа, мы не любим каждый день зарабатывать себе жизненные ощущения заново... Надо проснуться. Только тогда начинается искусство».

«Разбудит» эта выставка кого угодно: брутально-материальная живопись пульсирует энергией со стен и из рам. Тем более, что большинство картин были написаны «бубновалетцами», что называется, на свежем воздухе – в самом Абрамцево или по мотивам усадебной жизни. Сочные пейзажи, густая зелень лесов и парка, тяжелое золото хлебных снопов, цветы, массивно повисшие на стеблях, – на картинах Кончаловского. Целый зал замечательных натюрмортов, которыми особенно славились «материалисты» «Бубнового валета». Зал для четкой и мощной графики: «графические мастерские» Кончаловского, графика как конструкция живописи Фалька, пластическая графика Машкова и две блестящие работы Розановой. И четвертый зал – «Зал живописных диалогов»: два портрета – Р. Фалька кисти его первой жены Е. Потехиной и «Портрет Марии Петровны с розами» кисти ее мужа художника Аристарха Лентулова. И несколько отличных пейзажей городишка Хотьково кисти Лентулова и Фалька: почти архитектурно прорисованные деревья, напоминающие более хотьковские строения: и здесь оказывается, два таких разных художника увидели Хотьково так похоже...

В общем, сколько не говори «халва» – слаще во рту не станет. Идите, граждане, и наслаждайтесь. Тем более, что другой юбилейной выставки «Бубнового валета» в Питере нам не обещают...