Отзывы о "Русское искусство 1950-х-2000-х годов"

Оценка редакции
Екатерина Буркова
18 августа 2011

Рецензия на выставку «Русское искусство 1950-х-2000-х годов»

Искусственный отбор

Сказать, что в Русском музее открылась новая постоянная экспозиция русского искусства XX века было бы, по меньшей мере, неточно. Как заметила заместитель директора Русского музея Евгения Петрова: «Отбор наиболее ценных художественных произведений еще идет: мы ведь до сих пор находимся в пределах этого времени».

Действительно, то, что касается искусства конца XX века (а тем более первого десятилетия XXI века), то выбрать лучшее для постоянной музейной экспозиции пока можно, только исходя из художественного вкуса искусствоведа – сотрудника музея. Объективные оценки, требующие определения «вечных ценностей» для искусства постмодернистского и новейшего, пока, увы, не «созрели». Однако сегодня искусствоведы Русского музея наконец-то могут дать достаточно объективную (уже независимую от советской, сталинской, застойной или перестроечной идеологии) оценку русскому искусству XX века. Новая экспозиция сохраняет хронологический порядок – от начала века до 80-90-х, однако «переустройство» ее очевидно.


Во-первых, она стала просторнее: засилие «рам» сменилось отделенностью картин друг от друга и возможностью «пообщаться» с каждым произведением особо. Отдельный зал, помимо врубелевского, из девятнадцати теперь выделен и русскому символизму (многие из картин ранее не выставлялись), и фактурному «Бубновому валету», почти два зала – блистательному Серову, по залу – религиозному Нестерову и красочному Васнецову, шире представлены такие разные, но «равногениальные» Филонов и Малевич. Замечательно эффектно выстроена экспозиция залов, представляющих русский кубофутуризм, супрематизм и конструктивизм с татлинской «интерактивной» башней. Просторнее и звонче зазвучала художественная «оттепель» в экспозиции 50-60-х. Отсюда, кстати, и начинаются главные, принципиальные перемены.

Теперь рядом с картинами советских признанных мастеров (но от этого не менее талантливых!) – работы художников, тогда запрещенных, непризнанных или официально раскритикованных. Рядом с отличным групповым портретом «Тяжбуммашевцев» Фолке Ниеменина (типичной работы советской «зональной» выставки) – «Утро» Андрея Мыльникова – художника, хоть и признанного, но именно за эту «обнаженку» крепко раскритикованного. Теперь в одном зале и обласканный властью, но притом отличный живописец Виктор Попков (его «Сентябрь на Мезени» 1969 года великолепен суровостью пейзажа, простотой и эпичностью лиц и просто кроваво сочащейся в корзинах клюквой!), и андеграундный для того времени Вячеслав Михайлов с блистательной работой «Тайная вечеря». А напротив – вполне официальный, тонкий и психологичный В. Ватенин, отличная по композиции и исполнению (несмотря на «производственность» темы) работа Я.Крестовского «Сварщики» и тут же почти абстрактная тревожная «Коновязь» В.Калинина... Идеология перестала влиять на выбор работ — и каждому художнику досталось свое место не по «признанности», а по «художественности». Даже последние залы экспозиции, несмотря на явное преимущество нон-конформистских и андеграундных работ, так же эстетически, а не идеологически выверены: один, но отличный М. Шемякин (картина «Мясо» – фактурно, лаконично – супер!), с точки зрения художественной – идеальные «Голубятня» В.Овчинникова и «В метро» Н. Нестеровой, «Очередь» А.Сундукова и «Тающие облака» Э. Булатова. В общем, отбор состоялся и честно поставим ему как зрители... почти «пять баллов». Заметим, что и настоящее официальное (практически официозное) искусство – сталинское, хрущевское, брежневское – займет свое место в этой экспозиции: этот зал скоро также откроется. А для тех, кому недостает «контекста», – здесь открыт и специальный зал с двумя экранами и 22 фильмами о художниках XX века. И последнее: всегда будем помнить о том, что музей – дело живое и часто картины «уезжают» на выставки, а их место занимают другие. Но если принцип замены будет таким же, как и принцип отбора – зритель от этого не пострадает.

Отзывы о «Рецензия на выставку «Русское искусство 1950-х-2000-х годов»»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Другие рецензии автора

Лучшие выставки в Петербурге

Самое время открыть культурную сторону города с новой стороны и еще раз полюбить «Петра творенье».

Музей у озера в Англии, филиал Центра Помпиду в Шанхае и арт-центр на месте бывшей ГЭС в Москве.

От живописи Бэкона и Фрейда до ретроспективы Репина.

Не совсем обычные, но очень интересные музеи.

31 янв. — 19 мая | Эрарта, фотография 31 янв. — 19 мая

18 февр. — 20 мая | Михайловский замок (Русский музей), декоративно-прикладное искусство, живопись, исторический 18 февр. — 20 мая

Шестая выставка из цикла «Сага о Романовых»

Выбор редакции

31 янв. — 25 мар. | Мраморный дворец (Русский музей), фотография 31 янв. — 25 мар.

24 янв. — 1 апр. | Строгановский дворец (Русский музей), графика 24 янв. — 1 апр.

21 февр. — 15 апр. | Корпус Бенуа (Русский музей), живопись 21 февр. — 15 апр.

Небольшая мемориальная выставка к юбилею А.В. Мыльникова.

1 мар. — 10 мая | Nautilus, тематическая выставка 1 мар. — 10 мая

1 февр. — 6 июн. | Эрарта 1 февр. — 6 июн.

Уникальная выставка французской художницы в Петербурге.

14 февр. — 22 апр. | Эрарта, графика, живопись, современное искусство 14 февр. — 22 апр.

Оригинальные образы будущего и облик постчеловека.