Отзывы о "Русское искусство 1950-х-2000-х годов"

Моя оценка

Описание Афиша Фотографии Видео Отзывы и рецензии Персоны
Екатерина Буркова
18 августа 2011

Рецензия на выставку «Русское искусство 1950-х-2000-х годов»

Искусственный отбор

Сказать, что в Русском музее открылась новая постоянная экспозиция русского искусства XX века было бы, по меньшей мере, неточно. Как заметила заместитель директора Русского музея Евгения Петрова: «Отбор наиболее ценных художественных произведений еще идет: мы ведь до сих пор находимся в пределах этого времени».

Действительно, то, что касается искусства конца XX века (а тем более первого десятилетия XXI века), то выбрать лучшее для постоянной музейной экспозиции пока можно, только исходя из художественного вкуса искусствоведа – сотрудника музея. Объективные оценки, требующие определения «вечных ценностей» для искусства постмодернистского и новейшего, пока, увы, не «созрели». Однако сегодня искусствоведы Русского музея наконец-то могут дать достаточно объективную (уже независимую от советской, сталинской, застойной или перестроечной идеологии) оценку русскому искусству XX века. Новая экспозиция сохраняет хронологический порядок – от начала века до 80-90-х, однако «переустройство» ее очевидно.


Во-первых, она стала просторнее: засилие «рам» сменилось отделенностью картин друг от друга и возможностью «пообщаться» с каждым произведением особо. Отдельный зал, помимо врубелевского, из девятнадцати теперь выделен и русскому символизму (многие из картин ранее не выставлялись), и фактурному «Бубновому валету», почти два зала – блистательному Серову, по залу – религиозному Нестерову и красочному Васнецову, шире представлены такие разные, но «равногениальные» Филонов и Малевич. Замечательно эффектно выстроена экспозиция залов, представляющих русский кубофутуризм, супрематизм и конструктивизм с татлинской «интерактивной» башней. Просторнее и звонче зазвучала художественная «оттепель» в экспозиции 50-60-х. Отсюда, кстати, и начинаются главные, принципиальные перемены.

Теперь рядом с картинами советских признанных мастеров (но от этого не менее талантливых!) – работы художников, тогда запрещенных, непризнанных или официально раскритикованных. Рядом с отличным групповым портретом «Тяжбуммашевцев» Фолке Ниеменина (типичной работы советской «зональной» выставки) – «Утро» Андрея Мыльникова – художника, хоть и признанного, но именно за эту «обнаженку» крепко раскритикованного. Теперь в одном зале и обласканный властью, но притом отличный живописец Виктор Попков (его «Сентябрь на Мезени» 1969 года великолепен суровостью пейзажа, простотой и эпичностью лиц и просто кроваво сочащейся в корзинах клюквой!), и андеграундный для того времени Вячеслав Михайлов с блистательной работой «Тайная вечеря». А напротив – вполне официальный, тонкий и психологичный В. Ватенин, отличная по композиции и исполнению (несмотря на «производственность» темы) работа Я.Крестовского «Сварщики» и тут же почти абстрактная тревожная «Коновязь» В.Калинина... Идеология перестала влиять на выбор работ — и каждому художнику досталось свое место не по «признанности», а по «художественности». Даже последние залы экспозиции, несмотря на явное преимущество нон-конформистских и андеграундных работ, так же эстетически, а не идеологически выверены: один, но отличный М. Шемякин (картина «Мясо» – фактурно, лаконично – супер!), с точки зрения художественной – идеальные «Голубятня» В.Овчинникова и «В метро» Н. Нестеровой, «Очередь» А.Сундукова и «Тающие облака» Э. Булатова. В общем, отбор состоялся и честно поставим ему как зрители... почти «пять баллов». Заметим, что и настоящее официальное (практически официозное) искусство – сталинское, хрущевское, брежневское – займет свое место в этой экспозиции: этот зал скоро также откроется. А для тех, кому недостает «контекста», – здесь открыт и специальный зал с двумя экранами и 22 фильмами о художниках XX века. И последнее: всегда будем помнить о том, что музей – дело живое и часто картины «уезжают» на выставки, а их место занимают другие. Но если принцип замены будет таким же, как и принцип отбора – зритель от этого не пострадает.

Отзывы о «Рецензия на выставку «Русское искусство 1950-х-2000-х годов»»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Другие рецензии автора

Лучшие выставки в Петербурге

15 дек — 15 янв | Центр современного искусства Сергея Курехина, фестиваль 15 дек — 15 янв

VIII Фестиваль стрит-арт искусства, где будет показана ретроспектива всех «Арт-Стен», что подведет итог прошедшим фестивалям и задаст новый вектор развития проекта.

30 ноя — 13 янв | Лофт Проект Этажи, фестиваль 30 ноя — 13 янв

ХII Международный фестиваль дикой природы.

28 янв — 31 дек | Музей-заповедник «Прорыв блокады Ленинграда», историческая 28 янв — 31 дек

Масштабная панорама, посвященная операции «Искра» по прорыву блокады Ленинграда.

22 авг — 14 янв | Корпус Бенуа (Русский музей), графика, живопись, скульптура 22 авг — 14 янв

Неосуществленный замысел внутреннего убранства Исаакиевского собора.

6 окт — 3 фев | Эрарта, дизайн 6 окт — 3 фев

Самые необычные костюмы, созданные для крупнейшего международного конкурса дизайнеров World Of WearableArt™.

10 окт — 31 дек | Киностудия «Кинополис», экскурсия 10 окт — 31 дек

8 дек — 31 мар | Петергоф, историческая 8 дек — 31 мар

Мемориальные вещи Петра I, созвучные теме «сна и пробуждения»

17 ноя — 28 фев | Музей уличного искусства 17 ноя — 28 фев

Ретроспективная выставка, посвященная творчеству уличного художника Павла Пухова, более известного как Паша 183.

12 дек — 11 мар | Михайловский замок (Русский музей), скульптура 12 дек — 11 мар

Скульптура Народного художника Бурятии: академически правильная пластика, емкость и выразительность образов, точный рисунок движений.

28 ноя — 20 янв | РОСФОТО, фотография 28 ноя — 20 янв

7 дек — 17 фев | Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков, фестиваль 7 дек — 17 фев

24 ноя — 14 фев | Шереметевский дворец — музей музыки 24 ноя — 14 фев