Отзывы о "Русское искусство 1950-х-2000-х годов"

Оценка редакции
Екатерина Буркова
18 августа 2011

Рецензия на выставку «Русское искусство 1950-х-2000-х годов»

Искусственный отбор

Сказать, что в Русском музее открылась новая постоянная экспозиция русского искусства XX века было бы, по меньшей мере, неточно. Как заметила заместитель директора Русского музея Евгения Петрова: «Отбор наиболее ценных художественных произведений еще идет: мы ведь до сих пор находимся в пределах этого времени».

Действительно, то, что касается искусства конца XX века (а тем более первого десятилетия XXI века), то выбрать лучшее для постоянной музейной экспозиции пока можно, только исходя из художественного вкуса искусствоведа – сотрудника музея. Объективные оценки, требующие определения «вечных ценностей» для искусства постмодернистского и новейшего, пока, увы, не «созрели». Однако сегодня искусствоведы Русского музея наконец-то могут дать достаточно объективную (уже независимую от советской, сталинской, застойной или перестроечной идеологии) оценку русскому искусству XX века. Новая экспозиция сохраняет хронологический порядок – от начала века до 80-90-х, однако «переустройство» ее очевидно.


Во-первых, она стала просторнее: засилие «рам» сменилось отделенностью картин друг от друга и возможностью «пообщаться» с каждым произведением особо. Отдельный зал, помимо врубелевского, из девятнадцати теперь выделен и русскому символизму (многие из картин ранее не выставлялись), и фактурному «Бубновому валету», почти два зала – блистательному Серову, по залу – религиозному Нестерову и красочному Васнецову, шире представлены такие разные, но «равногениальные» Филонов и Малевич. Замечательно эффектно выстроена экспозиция залов, представляющих русский кубофутуризм, супрематизм и конструктивизм с татлинской «интерактивной» башней. Просторнее и звонче зазвучала художественная «оттепель» в экспозиции 50-60-х. Отсюда, кстати, и начинаются главные, принципиальные перемены.

Теперь рядом с картинами советских признанных мастеров (но от этого не менее талантливых!) – работы художников, тогда запрещенных, непризнанных или официально раскритикованных. Рядом с отличным групповым портретом «Тяжбуммашевцев» Фолке Ниеменина (типичной работы советской «зональной» выставки) – «Утро» Андрея Мыльникова – художника, хоть и признанного, но именно за эту «обнаженку» крепко раскритикованного. Теперь в одном зале и обласканный властью, но притом отличный живописец Виктор Попков (его «Сентябрь на Мезени» 1969 года великолепен суровостью пейзажа, простотой и эпичностью лиц и просто кроваво сочащейся в корзинах клюквой!), и андеграундный для того времени Вячеслав Михайлов с блистательной работой «Тайная вечеря». А напротив – вполне официальный, тонкий и психологичный В. Ватенин, отличная по композиции и исполнению (несмотря на «производственность» темы) работа Я.Крестовского «Сварщики» и тут же почти абстрактная тревожная «Коновязь» В.Калинина... Идеология перестала влиять на выбор работ — и каждому художнику досталось свое место не по «признанности», а по «художественности». Даже последние залы экспозиции, несмотря на явное преимущество нон-конформистских и андеграундных работ, так же эстетически, а не идеологически выверены: один, но отличный М. Шемякин (картина «Мясо» – фактурно, лаконично – супер!), с точки зрения художественной – идеальные «Голубятня» В.Овчинникова и «В метро» Н. Нестеровой, «Очередь» А.Сундукова и «Тающие облака» Э. Булатова. В общем, отбор состоялся и честно поставим ему как зрители... почти «пять баллов». Заметим, что и настоящее официальное (практически официозное) искусство – сталинское, хрущевское, брежневское – займет свое место в этой экспозиции: этот зал скоро также откроется. А для тех, кому недостает «контекста», – здесь открыт и специальный зал с двумя экранами и 22 фильмами о художниках XX века. И последнее: всегда будем помнить о том, что музей – дело живое и часто картины «уезжают» на выставки, а их место занимают другие. Но если принцип замены будет таким же, как и принцип отбора – зритель от этого не пострадает.

Отзывы о «Рецензия на выставку «Русское искусство 1950-х-2000-х годов»»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Другие рецензии автора

Лучшие выставки в Петербурге

22 авг — 14 янв | Корпус Бенуа (Русский музей), графика, живопись, скульптура 22 авг — 14 янв

Неосуществленный замысел внутреннего убранства Исаакиевского собора.

14 сен — 13 янв | Эрарта, фотография 14 сен — 13 янв

14 сен — 5 ноя | Конюшенное ведомство, графика, мультимедиа 14 сен — 5 ноя

Выставка, посвященная творчеству одного из самых таинственных и известных художников современности.

20 сен — 18 ноя | Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков, графика 20 сен — 18 ноя

Графические работы Михаила Шемякина, Давида Плаксина, Михаила Карасика, Валерия Мишина, Михаила Гавричкова, Александра Траугота и многих других.

21 сен — 18 ноя | Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков, инсталляция 21 сен — 18 ноя

Выставочный проект, где соберутся пять художников разных поколений: Мария Кулагина, Ирина Старженецкая, Павел Никонов, Лев Табенкин, Леонид Тишков.

24 сен — 12 ноя | Мраморный дворец (Русский музей), живопись 24 сен — 12 ноя

Экспозиция, посвященная памяти художника и музыканта Андрея Крисанова.

24 сен — 5 ноя | Мраморный дворец (Русский музей), живопись 24 сен — 5 ноя

Выставка к 60-летию со дня рождения выдающегося художника и культурного деятеля.

27 сен — 5 ноя | Строгановский дворец (Русский музей), фотография 27 сен — 5 ноя

Исторические события, повседневная жизнь города и петербургские достопримечательности в фотографиях и открытках второй половины XIX — начала XX века.

6 окт — 3 фев | Эрарта, дизайн 6 окт — 3 фев

Самые необычные костюмы, созданные для крупнейшего международного конкурса дизайнеров World Of WearableArt™.

10 окт — 31 дек | Киностудия «Кинополис», экскурсия 10 окт — 31 дек

Одна из крупнейших киностудий России «Кинополис» представляет экскурсионную программу, посвященную производству фильмов и сериалов.

19 окт — 14 апр | Особняк Румянцева 19 окт — 14 апр

Более 500 изображений «вечного города» — гравюры, литографии, рисунки, исторические фотографии, планы города.

26 окт — 29 ноя | Ленинград Центр, графика, живопись 26 окт — 29 ноя