Афиша выставки «Глиптика: прошлое и настоящее» в Санкт-Петербурге

Оценка редакции

В Синей спальне Зимнего дворца представлена выставка «Глиптика: прошлое и настоящее». В составе экспозиции около 200 произведений глиптики, ювелирного и камнерезного искусства из фондов Государственного Эрмитажа, а также предоставленных ювелирным домом «ТЕНЗО».

На примере экспонатов выставки можно увидеть разные периоды развития глиптики, и проследить преемственность традиций в этом виде искусства и в сопредельных с ним областях художественного творчества.

Глиптика — искусство резьбы на миниатюрных полудрагоценных и драгоценных камнях принадлежит к числу наиболее древних. 

Камни с углубленным изображением — инталии (от ит. intaglio — резьба) — были известны уже в IV тыс. до н. э. и использовались как амулеты и личные печати. Рельефные камеи (от старофр. сamaïeu — драгоценность) появились позже, в эллинистическом Египте, в конце IV — начале III в. до н. э. в отличие от инталий, не имели никакого практического применения, определяющей в них была эстетическая ценность. Камеи как драгоценные реликвии хранились в сокровищницах храмов и в домах знатных владельцев, украшали одежду, предметы культового и светского назначения. В императорском Риме они служили и наградными знаками. Как правило, для инталий использовались одноцветные прозрачные и полупрозрачные камни (сердолик, сард), для камей — многослойные (ониксы, агаты), позволяющие благодаря своей полихромности достигать разнообразных колористических эффектов. Понятие геммы (от лат. gemma — драгоценный камень, резной камень, печать и прочее) объединяет оба вида резных камней: с углубленным (инталия) или выпуклым (камея) изображением. 

Античная глиптика прошла многовековой путь развития. Самые ранние образцы, представленные на выставке, относят к IV-III тыс. до н. э. Они представляют собой инталии, служившие личными печатями. В античном мире инталии-печати просверливались насквозь и носились на шнурке («Скарабей с резным изображением на основании», Этрурия. III в. до н. э.; «Скарабеоид с резным изображением на основании», Малая Азия, Иония ( IV в. до н. э.), а также вставлялись в перстни или в печатки. 

В эпоху античности были выработаны технические приемы резьбы, сюжетный репертуар, законы композиционного и пластического решения, впоследствии определившие развитие постклассической глиптики. В Средние века изготовление гемм в Западной Европе не прекращалось, а античные геммы служили для украшения реликвий, нередко меняя толкование сюжета (языческие сюжеты легко связывались с христианскими легендами). 

Одно из самых знаковых произведений древней глиптики — камея Гонзага (III в. до н. э.) — хранится в Государственном Эрмитаже. В сдвоенном портрете большинство современных исследователей видят правителей Египта Птолемея II Филадельфа и Арсиною II. Анонимный итальянский резчик XVII века — автор геммы «Александр Великий и Олимпиада», которую сегодня можно увидеть на выставке, не повторил камею Гонзага буквально, но создал вариацию на тему царственной пары, представив в характерной манере идеализированные образы македонского правителя и его матери. Такая схема парного портрета сохранялась и в конце XIX века («Брошь с камеей “Сдвоенный портрет Франца Иосифа I и Елизаветы Баварской”»); современный резчик В. Попович буквально повторил камею Гонзага, но в форме инталии. Расцвет европейской глиптики пришелся на эпоху Возрождения и вторую половину XVIII века. 

Отзывы о ««Глиптика: прошлое и настоящее»»

и поставить вашу оценку (текущая оценка: )

Читайте про другие
события

Другие выставки / декоративно-прикладное искусство