Афиша выставки Запретный плод. Скульптор Крис Антеманн в Мейсене в Санкт-Петербурге

Оценка редакции

В 2011 году американская художница Крис Антеманн, известная своими пластическими композициями в духе XVIII века, получила приглашение поработать на старейшей в Европе фарфоровой мануфактуре. Сотрудничество началось в рамках творческого проекта «Meissen art Campus», призванного привлечь новые интернациональные силы и создать для художников-керамистов из разных стран условия для воплощения своих замыслов в фарфоре.

Источником вдохновения автора стали знаменитые произведения художников галантного века, представителей французской живописи эпохи рококо, таких как Антуан Ватто, Франсуа Буше, Жан Оноре Фрагонар. Если говорить о фарфоре, непревзойденным мастером, воплотившим в пластике дух игровой культуры XVIII столетия, был главный модельмейстер мейсенской фарфоровой мануфактуры Иоганн Иоахим Кендлер Неслучайно его так называемые «кринолиновые» сцены, с остроумием и утонченностью отобразившие придворную жизнь с ее праздниками и любовным антуражем, а также предметы сервизов и композиции «сюрту де табль» служат отправной точкой в творчестве Крис Антеманн. Большие композиции, такие как у Кендлера, изначально исполняемые из сахара и дерева, а позже из фарфора, кроме украшения стола служили развлечением для гостей и темой для застольных бесед.

Грандиозная многочастная инсталляция «Запретный плод», над которой художник работала совместно со специалистами Мейсенской фарфоровой мануфактуры в течение двух лет, является современной интерпретацией праздничного пиршества в интерьере эпохи рококо. Скульптурный ансамбль представляет собой накрытый стол в окружении гостей, помещенный в архитектурную беседку, композицию дополняют фарфоровая люстра и фруктовые пирамиды в ажурных корзинах, вокруг которых размещены скульптурные галантные сценки.

Все предметы являются уникальными авторскими произведениями. При сохранении излюбленных мейсенских орнаментальных и пластических мотивов их отличает яркий индивидуальный характер. Беря за основу исторические образцы, скульптор дает возможность своим композициям «рассказать» новые истории о любви, мечтах и желаниях. Общая картина принадлежит времени нынешнему, невзирая на парики «кавалеров» и высокие прически «дам». Для скульптуры Крис Антеманн важна не форма. Например, лица мужчин и женщин практически неотличимы, головы и кисти рук непропорционально большие относительно тела. Важным является декоративное наполнение, детализация, мелкая пластика – завитые парики, шляпки, а также роспись цветочных мотивов мейсенского фарфора XVIII века, а также фрагментов сюжетов знаменитых полотен Ватто, Фрагонара и Буше, которая вместо одежд украшает тела женщин. Язык современного искусства неизбежно апеллирует к прошлому, вдохновляясь эпохой или отрицая ее достижения. «Запретный плод» - это скорее постмодернистская шутливая мифология, где ирония значительно превалирует над галантностью.

В контексте выставки речь идет о близкой связи и востребованности для исполнения в фарфоре образов и целых сюжетных групп и мотивов французской живописи первой половины XVIII века, связанной с творчеством Антуана Ватто и художников близкого к нему круга. На экспозиции представлены произведения западноевропейской графики и Мейсенской фарфоровой мануфактуры XVIII – XIX веков из собрания Государственного Эрмитажа, демонстрирующие источники и традиции галантного жанра в искусстве фарфора.

Совмещая в едином пространстве французские гравюры и мейсенский фарфор XVIII, XIX и XXI веков, объединенные одной темой, можно увидеть, как художественные идеи и дух рококо по-своему отразились в произведениях, созданных для удовольствия и развлечения, игры чувств, юмора и ума.

Отзывы о «Запретный плод. Скульптор Крис Антеманн в Мейсене»

и поставить вашу оценку (текущая оценка: )

Читайте про другие
события

Другие выставки / инсталляция