Для нечастых посетителей клубов электронная музыка кажется однообразным и невыразительным «тыц-тыц». Один трек незаметно сливается с другим, превращаясь в фоновый монотонный шум. Однако, если дать себе время немного привыкнуть и освоиться, то можно уловить и зажигательный ритм, и развитие мелодии, да и вообще, полное разнообразие звуков. Если вам повезет с хорошим клубом и приличным диджеем, то танцевальная музыка раскроется во всех красках. А для того, чтобы начать разбираться в клубной музыке, погрузимся немного в теорию и историю. Оказывается, вариантов, типов и подвидов электронных «тыц-тыц» гораздо больше, чем кажется. Начнем с самого популярного направления — транс.

Тrance

Один из самых распространенных стилей танцевальной музыки появился в начале девяностых годов в Европе. Транс получил такое название из-за повторяющегося, плавно изменяющегося баса и ритмичных мелодий, которые погружают слушателя в трансоподобное состояние. Стиль электронной музыки развился из слияния техно, хауса и эмбиента. На формирование жанра также повлияла психоделическая музыка семидесятых. Основное отличие транса — наличие особых синтезаторных мелодий, легкого гипнотического ритма и энергичной басовой линии. Он ассоциируется, прежде всего, с атмосферной и космической музыкой, в нем немало элементов из классической космической электроники.

Транс — довольно разнообразный стиль музыки, который может быть также исполнен настоящими, не электронными, инструментами. Музыкальный жанр настолько распространен, что перерос уже в настоящую культуру. В основном электронная музыка этого направления исполняется на фестивалях под открытым небом, реже исполняется в клубах.

Исполнители: Armin van Buuren, Tiesto, Paul van Dyk

House

Жанр электронной музыки с таким уютным названием появился в Чикаго в восьмидесятых годах прошлого века. Название берет свои корни от старого чикагского клуба Warehouse. Считается, что диджеи этого клуба впервые соединили элементы жанра соул с ритмами танцевального диско и фанка. А если точнее, то на скорости 120-130 ударов в минуту смешали ударные басы диско с различными звуковыми эффектами электронной музыки. Такой звуковой коктейль ориентирован на массового слушателя и до сих пор остается в топе клубной танцевальной музыки. Хаус-треки отличаются простыми, но запоминающимися мелодиями, мажорными аккордами и яркими «фишками».

Сейчас существует очень много разновидностей стиля хаус.

Исполнители: Benny Benassi, David Guetta

Techno

«Техно — это музыка, звучащая как технология», — так охарактеризовал это музыкальное направление один из ее основателей Хуан Аткинс. Зачастую слово «техно» употребляется в широком смысле как синоним электронной клубной танцевальной музыки. Это не совсем корректно, потому что техно — отдельный жанр, который появился в Детройте в середине восьмидесятых годов.

Фактически техно возникло при слиянии жанров синти-поп, электро и хаус. В основе стиля — механический ритм драм-машин, скудный синтезаторный звук и различные эффекты. Отличительная черта: синтетическое звучание с характерным искусственным звуком. Акцент на механических ритмах, а также на многократных повторениях структурных элементов музыкального произведения. Скорость музыки меняется в зависимости от разновидности направления, но, как правило, темп быстрее, чем в хаус-музыке. Является одним из основных музыкальных жанров, исполняемых на рейвах.

Исполнители: Juan Atkins, Derrick May, Kevin Saunderson, Hardfloor, Emmanuel Top, Chris Liebing, Adam Beyer.

Хардкор

Самое быстрое и экстремальное направление электронной музыки, отделилось от остальной техно-музыки в середине девяностых годов. Наибольшую популярность хардкор получил в Нидерландах, многие известные музыканты родом из Амстердама и Роттердама. По своему настрою электронный хардкор близок к панк-музыке.

Этот стиль электронной музыки отличают короткие и быстрые (1-1,5 минуты) песни, социальная лирика, нарочитая немелодичность (всего 2-3 аккорда), высокая скорость, жесткий прямой бит, плотный синтезаторный звук и хулиганские тексты.

Исполнители: 7Seconds, Circle Jerks, Dead Kennedys, Minor Threat, Minutemen.

Hard Dance

Хард-Дэнс обозначает совокупность направлений «тяжелой» танцевальной музыки. Объединяют эти направления прямой быстрый бит (как правило, от 145 ударов в минуту), относительная тяжесть и «techno-подобное» звучание. Считается, что это утяжеленный и убыстренный вариант Trance-музыки. Стиль развился в девяностых годах из Acid Trance. Условно Хард-транс можно поделить на британский и континентальный. Британское звучание ближе к Hard House музыке, хотя многие диджеи играют эти стили вместе. Континентальное (немецкое) звучание ближе к Dancecore и Hardstyle.

Основные особенности — быстрый темп, относительная простота и легкость звучания, частое присутствие характерного hoover sound.

Исполнители: Scooter, Lisa Lashes, Ran-D, Lab-4, Technikal, Lee Osborne.

Minimal (minimal-techno)

Сущность этого направления заключается в максимальной простоте звучания, в малом, даже аскетичном количестве звуковых средств и инструментов. Часто используются только драм-машина, синтезатор и спецэффекты. Зачастую композиции выстроены на неявных, практически незаметных для слуха изменениях звукового пространства. Жанр тесно связан с такими направлениями, как эмбиент, детройт-техно, тек-хаус и глитч.

Настоящая минималистическая музыка собрана из несложных ритмических фигур, которые, непрерывно повторяясь, смещаются относительно друг друга, отчего возникает своего рода постоянно изменяющийся музыкальный узор. Все использованные элементы могут быть грубыми, геометричными и угловатыми, а общий эффект получается мягкий, плавный и органичный. Эту музыку можно слушать с любого места и любой инструмент считать солирующим.

Исполнители: Philip Glass, Showroom Berlin, Richie Hawtin, Ricardo Villalobos, Max Cooper.

Drum’n’Bass

В переводе с английского языка означает барабан и бас. И действительно, в основе композиций этого направления звучат легко узнаваемые ударные и бас. Однако большинство треков содержит много других элементов, что делает драм-энд-бейс весьма разнообразной музыкой.

Стиль зародился в Англии в начале девяностых как ответвление раннего хардкор-техно (рейва). Первоначально общепринятым названием музыки был джангл (jungle) или Jungle techno, однако позже все чаще стал употребляться термин драм-энд-бейс. Сейчас большинство сходится на том, что оба термина синонимичны и взаимозаменяемы.

Этому стилю танцевальной музыки присущ ломаный бит, относительно быстрый темп (160-180 ударов в минуту) и своеобразная басовая линия, которая ощущается физически при прослушивании.

Драм-энд-бэйс предназначен для ночных клубов, ведь для полного восприятия музыки требуется специальное звуковое оборудование, которое, как правило, установлено именно в ночных клубах. Кроме того, драм-энд-бэйс — частый гость саундтреков компьютерных и видеоигр.

Исполнители: Pendulum, Aphrodite, Bad Company,  Nero, Stim Axel.

Psychedelic Trance, Psytrance

Психоделическая разновидность транс-музыки образовалась в середине девяностых из Goa-транса. Для нее характерен темп 140-160 ударов в минуту, пульсирующий бас, постоянный на протяжении всего трека, большая протяженность композиции (до 10-12 минут), синтетическое звучание. Стиль имеет и другие особенности: экзотические музыкальные инструменты, футуристическая, индийская, сюрреалистическая тематика, изобилие звуковых эффектов.

Наиболее популярен пси-транс в Западной Европе, Скандинавии, Израиле и России. Израильские музыканты на данный момент являются ведущими мировыми производителями этой музыки.

Исполнители:1200 Micrograms, Astrix, Infected Mushroom, Skazi, GMS, Astral Projection.

Dubstep

Популярный в наши дни стиль танцевальной музыки, зародился из 2-step garage в Англии в начале двухтысячных. Для него характерен ломаный бит, тяжелый бас и скорость 130-140 ударов в минуту. Современный дабстеп многое взял из drum&bass и breakbeat музыки, кстати, многие драмэндбейсовые музыканты стали делать треки в стиле dubstep. Композиции, как правило, носят минорный и меланхолический характер. Небыстрая тяжелая музыка пришлась по вкусу многим, кому уже надоели house и trance-музыка.

По звучанию дабстеп характеризуется темпом порядка 138 ударов в минуту, доминирующим низкочастотным басом, разреженным брейкбитом на заднем плане и неизменным дабовым «вобвобвобом».

Исполнители: Skream, Nero, Dj Fresh, Netsky, Grin Dee.

Breaks (breakbeat) 

Направление в танцевальной музыке на основе ломаного ритма, нередко под словом «breakbeat» подразумевают лишь ломаную ударную партию композиции. Темп музыки, как правило, от 110 до 150 ударов в минуту, что отличает его от более медленного трип-хопа и от более быстрого драм энд бейса.

Тяжелый танцевальный стиль, получил развитие в Англии в конце девяностых благодаря смешению Techno и Drum’n’Bass, а также некоторых элементов раннего Rave. Из стиля Drum’n’Bass они позаимствовали 2-Step Break-Beats и жутковатые эффекты, из Techno — мягкое течение музыки и механические ударные, а из раннего Rave/Hardcore некоторые колокольчики и свист, которые не были слышны уже долгие годы.

Исполнители: The Prodigy, The Chemical Brothers, The Crystal Method, Fatboy Slim.

Downtempo (Downbeat, Chill Out) 

Жанр клубной музыки, в основу которого заложена легкость, невысокая скорость (максимум 110-120 ударов в минуту) и спокойствие. Близок к эмбиенту, однако, как правило, в отличие от последнего, присутствуют ударные.

Подобная музыка стала популярной в девяностые годы, во время царствования быстрой музыки (хардкор, техно). Многие посетители клубов уставали от нее, поэтому на танцполе стала звучать более медленная и спокойная музыка. Нередко во время мероприятий открывают дополнительный chill-out танцпол с музыкой в стиле даунтемпо.

Исполнители: Morcheeba, Massive Attack, De-Phazz, Bliss, Gotan Project, Parov Stelar.

Trip-hop

Направление даунтемпо появилось в Великобритании в начале 1990-х годов. Одними из родоначальников стиля можно считать группы Massive Attack и Portishead.

Трип-хоп — это музыка «усталой души», бессонных ночей и лунного света, другое распространенное определение — «поющие пластинки». Стиль музыки отличается меланхоличным и даже депрессивным звучанием. Заметно сильное влияние хип-хопа и эмбиента, а также многих других направлений как электронной (транс, техно, хаус), так и живой (рок, соул, фанк, джаз) музыки.

Трип-хоп активно совмещает записанные вживую инструменты с засэмплированными. По звучанию для него обычно характерны: довольно медленный темп, приглушенно звучащий брейкбит, отчетливые бас-партии, тяготение к звукам, будто взятым со старых пластинок (джазовых, соул, эстрадных), общая мрачная окрашенность, некоторая отрешенность вокальных партий. Иногда в качестве вокала используется рэп, произносимый приглушённым голосом или даже шёпотом.

Исполнители: Garbage, Goldfrapp, Collide, Rya, Massive Attack, Portishead.

Ambient

Стиль электронной музыки, основанный на модуляциях звукового тембра. Эмбиент часто характеризуют атмосферным, обволакивающим, ненавязчивым звучанием, обычно не имеет ритма, басов и многих других элементов, присущих танцевальной музыке. Музыкальный жанр включает элементы джаза, нью-эйджа, электронной музыки, рока, рэгги, современной академической музыки, этномузыки.

Эмбиент появился в семидесятых годах, благодаря британскому исполнителю Брайану Ино. По легенде идея создания музыки пришла ему в голову, когда он лежал в больнице и от скуки прислушивался к уличным шумам и звукам. В них то он и уловил некую закономерность и музыкальность.

Эмбиент делится на классический и электронный. Ино использовал шумы из окружающей его жизни и акустические инструменты — это классический эмбиент. Сейчас широко распространен электронный эмбиент — смесь тихой фоновой музыки без определенного ритма, отдаленных голосов. Однако ряд исполнителей электронного эмбиента используют шумы окружающей среды и другие приемы классического эмбиента.

Данный стиль часто звучит в саундтреках. Например: Солярис, Сайлент Хилл,  Социальная сеть, Гравитация.

Исполнители: Брайан Ино, Стив Роуч, Morcheeba.