Эти темы красной нитью проходят через все фильмы японского режиссера-мультипликатора . Точнее, пролетают красным самолетом пилота-свиньи Порко Россо, чье имя вынесено в название одной из лучших картин мастера. VashDosug.ru подумал, что темы вполне себе мужские и решил посвятить им отдельный материал, тем более что близится День защитника Отечества, а также выход фильма Миядзаки «Ветер крепчает», во время показа которого в дни Венецианского фестиваля режиссер объявил, что он станет последним в его карьере…

Кадр из фильма «Порко Россо».

Необязательное

«Я живу жизнью обычного человека своих лет: хожу в магазин, покупаю еду, а также захожу иногда в кафе — просто чтобы выпить чашку кофе», — говорит режиссер о себе. Мы не будет пересказывать биографию Миядзаки: фанатам она хорошо известна, а те, кто ею заинтересуются, легко найдут интересующие их факты в Интернете. Но, поверьте, правда, ничего особенного. Родился, учился, женился… Много работал: писал манги и снимал сам или участвовал в создании полнометражных анимационных фильмов. Этим и интересен. Но, впрочем, есть один эпизод в биографии Миядзаки, безусловно повлиявший на его творчество, точнее — на темы в творчестве, которые мы обозначили для данной статьи: его отец, Кацудзи Миядзаки, во время войны был директором Миядзаки Эйрплейн, фабрики по изготовлению деталей к самолетам A6M Zero. Отсюда и интерес к самолетам.

Летать может все

Кадр из фильма «Мой сосед Тоторо».

У Миядзаки — точно. «Обретение свободы — самая большая радость, доступная человеку», — сказал как-то режиссер. А что есть полет, как не обретенная свобода? Огромный добрый Тоторо (герой фильма «Мой сосед Тоторо», уступившего по популярности в Японии только «Семи самураям» ) может взлетать «во сне и наяву» с помощью малюсенького волчка, да еще и в обнимку с двумя девчушками… Маленькая ведьма («Ведьмина служба доставки») бороздит небесные просторы на метле, в «Небесном замке Лапута» герои вообще летают на какой-то невероятной конструкции. В фантастическом боевике «Навсикая» авиационная война, высадка десанта, воздушные схватки, вынужденные посадки — вообще чуть ли не главные составляющие… Да что там говорить, уже в одном из первых фильмов Миядзаки под названием «Люпен» появляется небольшой летательный аппарат, напоминающий вертолет: он снабжен винтом, который дает возможность вертикального взлета и посадки. В «Ходячем замке» летает волшебник Хаул (ну, с этими и так все ясно) и все время кажется, что сам неповоротливый замок, перемещающийся во времени и пространстве, вот-вот взлетит… А ведь еще есть дирижабли: это особая страсть режиссера, он ими восторгается, любуется, они для него — символ детства авиации.

Евангелие от Порко Россо

Кадр из фильма «Порко Россо».

Курпулентный пилот в белом шарфике с мордой свиньи, летающий на красном самолете, наделен чертами героев Ремарка и Хэма. И Рика Блейна в исполнении Хамфри Богарта из «Касабланки». Думаю, назвав главного противника Порко Кертисом, Миядзаки передал своеобразный шутливый привет , создателю «Касабланки»… Так и ждешь, что вот-вот будет произнесена фраза, ставшая классической: «Это начало большой дружбы». Впрочем, и сам Порко изъясняется почти афоризмами. Вот, послушайте: «Лучше я буду свиньей, чем фашистом» (действие фильма происходит в конце 30-х), «Я летаю только для себя», «Что отличает хорошего пилота от обыкновенного? — Вдохновение. — Хорошо, что не сказала “опыт”», «Страна и закон ничего не значат для свиньи» и т. д.

В то время, как этот байронический свин, овеянный тайной и гуляющий сам по себе, проводит свободное от подвигов время (вообще-то его работа состоит в охоте на воздушных пиратов, грабящих торговые суда и богатые яхты) на пляжах Адриатики, попивая вино и слушая французский шансон, прекрасная Джина (о которой мечтает вся Адриатика и в чьей жизни было три мужа-летчика) ждет его в саду, а совсем юная Фио, взявшись ремонтировать самолет Порко, с ревностью зыркает на Джину… Впрочем, женщины, девушки и девочки — это отдельная тема.

Самые красивые девушки Токио и Токийского округа

Кадр из фильма «Ведьмина служба доставки».

Миядзаки: «Главный герой большинства моих фильмов — девочка. Я могу очень долго объяснять, что я хочу этим сказать и как я к этому пришел, но лучше ограничиться кратким ответом: все дело в том, что я очень люблю женщин». И это очень заметно. Как только на экране появляется девочка, так и хочется воскликнуть: «Какая же ты милая!», когда молодая женщина: «Как очаровательна!». Помните, как в фильме «Еще раз про любовь» (1968) герой (командир корабля) говорил (стюардессе):  «Ты самая красивая девушка Москвы и Московской области»? В 2002-м эти же слова адресовал герой Михаила Ефремова Ренате Литвиновой в ремейке Веры Сторожевой «Небо. Самолет. Девушка». Так и в случае с девушками из фильмов Миядзаки: они самые красивые девушки Токио и Токийского округа… Самые женственные, самые мужественные (злые волшебницы не в счет!).

Последний фильм Миядзаки

Кадр из фильма «Ветер крепчает».

Итак, последний фильм Миядзаки, «Ветер крепчает». Главный герой, мальчик Дзиро мечтает о небе и самолетах... Но, увы, из-за плохого зрения его мечте не суждено сбыться. Но со временем Дзиро становится одним из лучших авиаконструкторов мира… Жанр картины — байопик, это вольный пересказ биографии Дзиро Хорикоси, умника, интеллектуала и мечтателя, и в то же время создателя самого страшного из самолетов второй мировой войны.


Критик Антон Долин, который уже посмотрел фильм, написал: «“Крепчает ветер” — единственный фильм Миядзаки, в котором время неуправляемо и неподвластно героям. Оно, как буря или землетрясение, сносит на своем пути все препятствия. Противостоять ему невозможно: только спрятаться в галлюцинации, чертежи или книги. Западник, полиглот и модернист до мозга костей, Хорикоси отказывается жить в настоящем — и поначалу кажется, что ему удается от него ускользнуть. Что же станется с Дзиро, выдуманным Миядзаки, предсказать невозможно. Вдруг осознав, что люди умирают, а самолеты убивают, он поеживается на ветру, оказавшемся смертельно ледяным. Такое крушение — не игра, в которой можно вернуться на зеро и сыграть еще раз. (…) Расшифровав «черный ящик» своего самолета, ты больше не поднимешься в небо. Закончена и история полета Миядзаки, чьи волшебные краски вдруг сгустились в сумрак непроницаемой тени: черный в японской традиции — цвет опыта. Тем же, кто по-прежнему стремится к солнцу и не боится, что оно растопит непрочный воск, остаются ранние фильмы мастера. В них можно летать без лимита скорости и высоты. Как во сне». 


Не стать рабом работы

Итак, Хаяо Миядзаки заявил, что собирается завершить свою карьеру. Как бы хотелось верить, что это ложное заявление, подобное тем, которыми часто разбрасываются звезды шоу-бизнеса, сообщая расстроенному человечеству, что отправляются в прощальный тур... Но Миядзаки не был бы Миядзаки, если бы разбрасывался словами («Самурай сказал, самурай сделал!»). Ведь это ему как-то сказал, что «нельзя позволять работе делать вас своим рабом».

Миядзаки, конечно же, пессимист. Но сколько оптимизма многие годы дарил он нам, сколько радости!.. Как-то он заметил: «Несмотря на пессимизм, я не собираюсь делать фильмы, которые говорят: отчаивайся, беги и прячься. Все, что я хочу сказать — не бойся, когда-нибудь все встанет на свои места, и где-то тебя точно поджидает что-то хорошее». В конце концов, он сказал, что думает и… не стал рабом работы. Так что примем его последнее послание с благодарностью и пожелаем заслуженного отдыха.


空. 飛行. 女の子* — Небо. Самолет. Девушка (яп., перевод с русского на японский Наоко Мураками).