Юрий Дзантиев

Карьера
Всего фильмов 0
Дата рождения 22 июня 1930
Дата смерти 31 декабря 1999
Жанры

Народный художник Российской Федерации.

1958 Окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Жил и работал во Владикавказе.

Юрий Александрович Дзантиев сложился как художник-философ, глубоко самобытный и незаурядный. Его ценили как профессионала, его любили друзья, к нему тянулись просто знакомые и люди, замечавшие его небезразличность – к человеку, к окружающему миру, к жизни. Он много читал, любил слушать классическую музыку, и, таким образом, обогащаясь духовно, писал свои творения. Юрий Александрович получил классическое образование, и не иначе, как случаем, случаем счастливым, можно назвать тот факт, что из двух ленинградских учебных заведений – Восточного факультета Ленинградского университета и Академии художеств, в которые он поступил, он сделал выбор в пользу искусства. Поначалу он учился у знаменитого ленинградского художника П. Фомина, затем, когда шел набор среди лучших студентов в мастерскую живописи Б. Иогансона, он был принят в нее для занятий. «Иогансон был прекрасным педагогом, - подчеркивал Дзантиев, вспоминая свои студенческие годы, - деликатным, требовательным и толерантным. Он понимал нас и никогда не стремился навязать свою жесткую волю. Но он требовал от нас мастерства, профессионализма, не терпел дилетантской небрежности. Сам великолепно знал технологию живописи и своим ученикам прививал вкус к серьезной, добротной работе, к профессиональной культуре и ответственности». Несмотря на некоторую тематическую разбросанность его произведений, у всех его работ есть некий «стержень»: сложнейшая внутренняя работа творца, напряженность, и в то же время ясно осязаемая гармония. И если верна формула «время, потраченное художником на создание данной вещи, прямо пропорционально времени, потраченному зрителем на ее созерцание» - то дзантиевские полотна хочется созерцать бесконечно долго. Его фигура стала ключевой, центральной в масштабе южнороссийской области, от него всегда ждали воплощения новых и свежих идей – и ожидание всегда оправдывалось. Дзантиев затрагивал темы совершенно различные, о чем можно судить и по названиям его работ: «Материнство», «Горы», «Да здравствует революция!», «Посвящение быка», «Нартский лес», «Егерь», «Пугало», «Купальщицы», «Неотвратимая метаморфоза. Иуда – тень Христа». Его образы поражают воображение, мимо них невозможно просто пройти, возникает желание рассмотреть каждую деталь стоящей перед вами картины, ибо все они «говорящие», осмыслить сюжет и проникнуть в триединство времени, места и пространства. Творчество Юрия Александровича неотделимо от его общественной деятельности. Несколько лет он руководит «потоками» на творческой базе российских живописцев «Горячий ключ» в Краснодарском крае. В 1991 году республиканский съезд избирает Дзантиева председателем Правления Союза художников Северной Осетии, он занимается организационной работой в непростой исторический период. Смерть – этот великий уравнитель – возвеличивает или низводит каждого из нас до уровня нашей окончательной судьбы. Возвеличит или низведет – зависит от самого человека. Мало кто задумывается по ходу жизни об ее итогах. Для мудрого человека едва ли важно во что бы то ни стало «остаться в вечности». Воспоминания о человеке какое-то время еще живут в сознании его близких и друзей, а потом стираются временем. Но на месте стершихся воспоминаний не возникает пустота, истинно достойная человеческая жизнь не пропадет втуне. Вот это уверенное ощущение ненапрасности и одухотворенности жизни – каркас каждого творения художника Юрия Дзантиева.