Г. Сретенский и Н. Стеньшинская

Карьера Художник
Всего фильмов 1
Жанры живопись, скульптура

Свою творческую деятельность Г. Сретенский и Н. Стеньшинская начали в 1920-е годы. Ученик П. Кончаловского Г. Сретенский был одним из основателей общества «Бытие», созданного в 1922-м году выпускниками и студентами ВХУТЕМАСа. Ученица И. Машкова Н. Стеньшинская вошла в его состав в 1925-м году.

История «Бытия» (1922-1929), одного из самых первых и заметных художественных объединений, особенно показательна не только для осмысления процессов, происходивших в художественной жизни 1920-х годов, но и шире - путей развития русского искусства в ХХ веке. За годы своего существования общество организовало восемь выставок, о которых писали ведущие критики тех лет, такие как Ф. Рогинская, А. Сидоров, Я. Тугендхольд, А. Федоров-Давыдов, Игн. Хвойник и другие. В Шестой выставке объединения вместе с учениками принимали участие их учителя – П. Кончаловский, А. Куприн, О. Осмеркин. После распада объединения судьбы его участников сложились по-разному. Но представители основного ядра общества, такие как Г. Сретенский и Н. Стеньшинская, пройдя все сложные перипетии художественной жизни 1920-х годов, искушения рубежа десятилетий и диктатуру соцреализма 1930-х, сохранив преданность станковой живописной картине и своим учителям, стали верными продолжателями традиции московской школы живописи.

Тогда, в 1920-е годы, пытаясь по-новому переосмыс­лить творческий опыт своих наставников - «бубнововалетцев», «дети своего времени» - художники «Бытия» с самого начала заявили о себе, как об «обществе-школе», анализирующей наследие предыдущих живописных достижений и на основе преемственности стремящейся к синтетическому содержательному оформлению действенного бытия.
В каталоге Пятой выставки картин общества молодые художники декларируют «Протест против крайностей левого искусства, к 1921 году пришедшего в лице конструктивизма к полному отрицанию станковой живописи и ее социального значения, явился связующим звеном между организаторами «Бытия».

Лозунг крепкого, реалистического искусства в дальнейшем развивался и углублялся обществом. Являясь по преемственности наслед­ником «Бубнового валета», «Бытие» в последующем своем раз­витии отказалось от свойственного своему предшественнику су­губо формального отношения к вещи. (...) Только путем от­каза от самоцельного пользования живописной техникой воз­можно для русской живописи стать вновь социальной. Таким образом, базируясь на приемах и методах, выработанных «Буб­новым валетом», «Бытие» подошло к проблеме нового содер­жания. Ограничиваться лишь разрешением чисто живописных задач — означало бы бесконечно продолжать эпоху этюдности, и так уже замкнувшую русскую живопись в круг узко социаль­ных интересов. Отсюда-то и возникает ответственнейшая за­дача, ставшая перед «Бытием» и определившая пути его даль­нейшего развития. Это — вопрос о создании картины, как за­вершающей формы, столь характеризующей и выражающей предмет, что она сама по себе является содержанием».

Пейзажи и натюрморты становятся главными жанрами для большинства художников объединения на многие годы, теми жанрами, в которых они стремились воплотить свое восприятие феномена бытия. «Что бы ни писал живописец из "Бытия", он всегда фиксирует внимание зрителя на том, что—будь это человек, дерево, вещь, о6ъект его внимания обла­дает обязательно красочной плотью и кровью, он как бы подчеркивает мате­риальность бытия. Как пласты "сырья", ожидающего волевой руки, встает перед нами действительность, она как бы зовет на творчество, на организацию себя; чрез материю, чрез "вещность" следует воспринимать мир - вот чему стремится научить глаз живописец из "Бытия"», - писали художники в каталоге Первой Районной выставки картин.

После распада объединения брат Н. Стеньшинской И. Стеньшинский организовал «Бригаду московских художников», в которую вошла часть бывших членов «Бытия», Сретенский и Стеньшинская в их числе.

Помимо писания уже традиционных для себя пейзажей и натюрмортов, художники, повинуясь новым требованиям времени, начинают работать над жанровой, тематической картиной. Однако своей главной задачей они по-прежнему считают работу с натуры и делают множество подготовительных этюдов.

Все произведения Г. Сретенского и Н. Стеньшинской 1920-30-х гг. погибли в годы Великой Отечественной войны. Что представляли собой эти работы, мы можем судить только по нескольким черно-белым репродукциям, отзывам в прессе 1920-х годов и архивным протоколам, сохранившим обсуждения выставок 1930-х годов. Ни Г. Сретенский, ни Н. Стеньшинская не вели дневников, не оставили мемуаров, а письма, если и писали, то не хранили. Вся жизнь художников – в их холстах. И, не смотря на то, что навсегда исчезли ранние произведения Сретенского и Стеньшинской, их послевоенные работы - убедительное свидетельство того, что со времени ученичества во Вхутемасе до самой смерти они оставались преданными традиции, рожденной еще в самом начале 1910-х годов крупнейшими мастерами ХХ века, собравшимися тогда в объединении «Бубновый валет», и утвердившей свою жизнеспособность в искусстве потомков.

Вехи жизни Григория Александровича Сретенского

  • 25.11.1899. Родился в Москве, в семье священника, архивариуса А.А. Сретенского.
  • Май 1918. Окончил Московскую духовную семинарию.
  • 11.10.1918. Зачислен студентом Московского государственного университета на историко-филологический факультет.
  • 1918–1924. Студент Высших художественно-технических мастерских по живописному отделению мастерской П.П. Кончаловского.
  • 1921–1927. Член-организатор общества художников «Бытие». Участвует в ежегодных выставках общества.
  • 1927–1932. Член Ассоциации художников революционной России (АХРР). На выставке «10 лет Советской власти» показывает картину «Похороны товарища». Участвует в выставке «15 лет Советской власти» и в международных выставках в Японии и Венеции.
  • С 1932. Член Московского отделения Союза художников РСФСР. Постоянный участник выставок МОСХ.
  • 1934–1938. Командировки в составе «Бригады московских художников» в Казахстан и Киргизию.
  • Участвует в ежегодных в отчетных выставках «Бригады» в Алма-Ате, Фрунзе и Москве.
  • Шесть работ приобретены в Национальную галерею Казахстана, г. Алма-Ата)*.
  • 1929–1941. Работает по договорам в «Московском товариществе художников».
  • 1941–1945. Участник Великой Отечественной войны. Полковой художник.
  • С 01.10.1945. Педагог студии инвалидов Отечественной войны.
  • С 01.10.1947. Педагог студии Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов. (ВЦСПС)
  • Контрактант Живописного выставочного комбината Московского отделения Художественного фонда.
  • 1956–1962. Член бюро живописной секции МОСХ.
  • 1–14.10.1960. Туристская поездка во Францию.
  • 1961. Избран членом правления МОСХ.
  • 1962. Делегат Всероссийского съезда художников, делегат Второго всесоюзного съезда художников.
  • Избран ответственным секретарем ревизионной комиссии МОСХ.
  • Состоялась первая персональная выставка художника (совместно с Е. Васильевым).
  • 25.12.1963–5.01.1964. Туристская поездка в Италию.
  • 1973. Умер. Похоронен в Москве на Покровском кладбище.

Вехи жизни Нины Сергеевны Стеньшинской

  • 18.01.1901. Родилась в Тамбове, в семье инженера-железнодорожника и учительницы.
  • 1922–1927. Студентка Высших художественно-технических мастерских, мастерская И.И. Машкова.
  • 1923. Знакомство с Г.А. Сретенским. Начало совместной жизни.
  • 1925–1928. Член общества художников «Бытие». Принимает участие в выставочной деятельности общества.
  • 1928–1932. Член Ассоциации художников революционной России. Участвует в выставках общества.
  • 1930. Рождение сына Петра.
  • С 1932. Член Московского отделения Союза художников РСФСР. Постоянная участница выставок МОСХ.
  • 1934–1938. Командировки в составе «Бригады московских художников» в Казахстан и Киргизию.
  • Участвует в ежегодных в отчетных выставках «Бригады» в Алма-Ате, Фрунзе и Москве.
  • Несколько работ приобретены в Национальную галерею Казахстана, г. Алма-Ата*.
  • 1937. Рождение дочери Натальи.
  • 1941–1945. В годы войны эвакуирована с детьми в Татарстан (д. Бугровка), потом – в г. Фрунзе. Участвует в республиканских выставках в г. Фрунзе.
  • Контрактант Живописного выставочного комбината Московского отделения Художественного фонда.
  • 1982. Состоялась первая персональная выставка художницы.
  • 1988. Умерла. Похоронена в Москве на Покровском кладбище.