Ришар Бона

Карьера
Всего фильмов 0
Жанры

Один из наиболее оригинальных и многообещающих представителей современной импровизационной музыки, Ришар Бона – настоящий подарок для любого импресарио.

Дело не только в том, что он способен играть практически в любом стиле современного джаза – от мэйнстрима до джаз-рока; куда важнее то, что ему присуща потрясающая гибкость, умение перестраиваться под слушателей, менять по ходу концерта его энергетическое, эмоциональное, смысловое наполнение. Не раз случалось, что на эту быстро восходящую звезду собиралась аудитория, заинтересованная в первую очередь именно в «звездности», не знающая самой музыки и ожидающая чего-то совсем другого. И, однако, не было еще случая, чтобы коллектив не подчинил слушателей, не поднял безнадежно «традиционный» зал на ноги, не заставил танцпол пуститься в пляс.

Бона родился в 1967 году в деревушке Минта на востоке Камеруна. Одним из его первых больших впечатлений стала игра кого-то из соседей на балафоне, аналоге европейского ксилофона. К пяти годам мальчик уже соорудил свой собственный инструмент и практиковался на нем 8-10 часов в сутки. В том же возрасте он начал петь в деревенской церкви и впервые продемонстрировал фантастическую способность к обучению игре на различных инструментах.
Однако на оплачиваемую работу Ришара стали приглашать как гитариста. В одиннадцать лет он переехал из деревни в близлежащий городок, начал регулярно играть по клубам и барам, вскоре поменял свою самодельную гитару на профессиональный инструмент. А в 1980-м, когда ему было всего двенадцать, приезжий француз решил открыть в местном отеле джаз-клуб и начал подбирать музыкантов. Не имея ни малейшего представления о джазе, рекомендованный владельцами других клубов, Бона сразу согласился на эту работу, так как ему обещали платить в 20 раз больше, чем он уже получал. Инструменты предоставлял француз, а в фонотеке будущего клуба было около полутысячи пластинок. Бона проводил там целые дни, осваивая новые инструменты, слушая музыку, создавая собственные композиции. И первой выбранной наугад пластинкой стала Portrait Of Tracy Жако Пасториуса, великого новатора бас-гитары. «До того, как я это услышал, я никогда не думал о том, чтобы играть на басу,- говорит Бона,- Но когда услышал – даже проверил, на ту ли скорость включен проигрыватель. Мне показалось, что слишком уж быстро!»
В 22 года Бона перебрался в Париж. Он прибыл в аэропорт в одних шортах и футболке, а через два месяца уже играл с известнейшим музыкантом Франции, скрипачом Дидье Локвудом. В Париже Бона впервые взялся за формальное обучение музыке, семь лет занимался в специализированной школе. А затем по совету американского гитариста Майка Стерна довольно решительно собрал вещи и отправился в Нью-Йорк. В Новый Свет Ришар прибыл практически не зная английского языка. Кто-то из американских знакомых приютил его на первое время, дал несколько уроков выживания в США, и скоро Бона уже играл – и вновь не у кого-нибудь, а у самого Джо Завинула, с которым записал альбом My People и тут же отправился во всемирный тур.

К концу 90-х Ришара считали одним из наиболее оригинальных и прогрессивных басистов мира. Его приглашали на работу звезды, список которых не может не впечатлять – Джо Завинул, Регина Картер, Боб Джеймс, Ларри Кориэлл, Рэнди Бреккер, Стив Гэдд, Майк Стерн, Пэт Мэтини, Джордж Бенсон, Бобби МакФеррин, Брэнфорд Марсалис, Чака Хан. С многими из них Бона не только концертировал, но и записывался (всего в его дискографии более 50 дисков): с его участием созданы такие выдающиеся и разноплановые альбомы, как Motherland пианиста Данило Переса (2000), Speaking Of Now гитариста Пэта Мэтини (2002), Beyond Words вокалиста Бобби МакФеррина (2002). Отдельно стоит отметить мемориальный альбом Жако Пасториуса Words Of Mouth Revisited (2003), где партии Жако играют лучшие басисты мира. Концепция этой пластинки приравнивает Ришара к таким мастерам, как Виктор Вутен, Виктор Бэйли, Маркус Миллер, Крисчен МакБрайд, Джимми Хаслип. В 2005 Бона помог в записи первого американского альбома российской группе «Белый острог», известной за границей как «Two Siberians» - одному из самых многообещающих проектов современной джазовой России. Осенью того же года Ришар Бона впервые посетил с концертами Россию в рамках 2-го международного фестиваля «Джаз в Старом Городе».