ПОИСК

Николай Андрияка

Николай Андрияка Николай Андрияка
В избранное
Карьера
Всего фильмов0
Жанры

Моя оценка

О персоне Фильмы Спектакли Концерты Выставки Другое
Творчество Н.И. Андрияки можно разделить на три периода. Годы его учебы (1923-1936 гг.) совпали с периодом Пролеткульта, когда общество захлестнула волна споров о построении "нового искусства". Сначала Николай Андрияка учится в Москве - в студии художника Д.Н. Кардовского (по творческим взглядам убежденного реалиста), затем в Ленинграде - у профессора живописи Академии художеств А.И.Савинова.

Монументальное полотно "Клятва богунцев у знамени", ставшее дипломной работой Н. Андрияки, не сохранилось. Но эскизы и наброски к нему можно увидеть на выставке. В 1939 г. Н. Андрияка становится членом Московского союза художников, участвует в крупных выставках. Этот период представлен в экспозиции работой "Лунная ночь на реке", "Уборка хлеба". Тогда же он начинает преподавать в "Школе юных дарований" для художественно одаренных детей.

25 июня 1941 года Николай Андрияка уходит добровольцем на фронт. Рядовой в начале войны, он заканчивает ее в Берлине капитаном. Все это время он оставался творческой личностью, Художником. В тяжелых походных условиях делал карандашные наброски тех, кто окружал его в окопах, на дорогах войны. В конце 1943 г. Н. Андрияка работает во фронтовой газете "За нашу Победу!", создает портретную галерею отличившихся в боях красноармейцев и командиров. В наследии художника сохранилось 84 рисунка с подробным комментарием - с фамилией, званием и заслугами изображаемых. Рисует для газеты серию карикатур: "Соло фюрера на могиле", "Муссолини", которые своей остротой не уступали работам Кукрыниксов. В круговерти фронтовых дорог художник наблюдает безотрадную картину пожарищ и разрушений ("Сожженная деревня"). Творчество фронтового периода художника доносит до будущих поколений правдивые свидетельства ужасов войны. На выставке вы увидите опаленную войной Европу - Польшу, Чехословакию, Берлин. Ратный путь художника отмечен высокими правительственными наградами. В 1946 году Н. Андрияка возвращается в Москву, работает в Студии военных художников им. Грекова. Вместе с другими художниками-фронтовиками создает панорамы и диорамы "Бой на Одерском плацдарме", "Форсирование Днепра войсками Советской Армии", "Сталинградская битва".

С 1952 г. Н.И. Андрияка полностью отдает себя преподавательской деятельности в МСХШ (бывш. "Школа юный дарований", ныне - Лицей Российской академии художеств при Суриковском институте). Умение безошибочно разбираться в людях, видеть будущий талант в ребенке, делало его необходимым для Школы человеком. Военное лихолетье научило художника многому - глубже развились чувства живописца, он научился видеть красоту жизни в ее простых проявлениях, пытаясь не объяснять, а показывать ее своим ученикам. Значительную часть времени отдает пленэрной практике. "Рожь", "Жаркий день", "Осень на реке Яхроме. Деревня Свистуха" - внешне обыденные, знакомые всем виды превращались в обобщенный образ русской земли. Творчество того периода - "Старый пруд. Звенигород", "Донской монастырь", "Ранняя весна. Черная речка", "Рассвет. На Истре" проникнуто необыкновенной любовью к родному Отечеству.

Последние 8 лет жизни Н.И. Андрияка - директор МСХШ. Свой большой творческий опыт Николай Иванович передал многим известным, как в России, так и за рубежом, мастерам отечественной художественной культуры, прежде всего своему сыну, Народному художнику Российской Федерации, С.Н. Андрияке, художественному руководителю Московской Школы акварели.