ПОИСК

Алекс ван Вармердам

Alex van Warmerdam
Алекс ван Вармердам Алекс ван Вармердам
В избранное
КарьераКомпозитор, Продюсер, Сценарист, Режиссер, Роли
Всего фильмов12
Дата рождения14 августа 1952
Жанрыбоевик, документальный, комедия, триллер, детектив

Моя оценка

О персоне Фильмы Спектакли Концерты Выставки Другое

Алекс ван Вармердам - один из лучших выразителей духа Голландии, ее истории и культуры в кинематографе. Будущий режиссер родился в Хаарлеме, в самом сердце Нидерландов. Он унаследо­вал великую традицию своих соотечественников и выбрал первой профессией живопись, графику, дизайн. Второй сферой приложения стал театр (Вармердам даже основал свою театральную компанию), третьей - кинема­тограф.

Уже первые фильмы режиссера обнаружили появле­ние нового кинематографического таланта: «Абель» (1986) был награжден призом ФИПРЕССИ в Венеции, «Северяне» (1992) - тремя Призами европейского кино «Феликс» - как лучший «молодой фильм», а также за музыку и за работу художника.  В этих картинах Вармердам выступает как представитель малой кинема­тографии, укорененной, однако, в мифологии «больших голландцев», некогда отвоевавших свою страну у вод Се­верного моря, а потом у испанцев.

В полной мере своеобразие Вармердама проявилось в фильме «Платье». Чрезвычайно остроумен прием: ­сделать главным героем не человека, а его костюм. В этом нет никакой мистики: голландскому прагматичному духу она явно противопоказана, вместо нее - юмор и легкое безумие. Платье переходит от одной хозяйки к другой, пробуждая в каждой целый рой желаний, вовлекает в свое путешествие артистов, биле­теров, шоферов, оказывается среди обносков, предназначенных для благотворительности, испепеляет­ся в пламени крематория - и возрождается на картине, рожденной фантазией художника.

«Платье», а также следующий фильм Вармердама «Малыш Тони» демонстрируют фирменную манеру режиссера: он практически не нуждается в диалогах, ос­таваясь одним из немногих минималистов современного кино. В то же время Вар­мердам продолжает поиски своего соотечественника Йоса Стеллинга: их объединяет тяга к сюрреалистическому абсурду и южным средиземномор­ским культурам. Само же голландское общество изображается Вармердамом с ядовитым сарказмом и типично голланд­ской сверхчувствительностью к деталям быта, которые удивительным образом перерастают из натурализма в символизм.

Следующий фильм Вардердама «Новые сказки братьев Гримм» использует немецкий архетип сказки о Ханселе и Гретель, но иссле­дует все ту же любимую тему: отношения Севера и Юга, Голландии и Испании, мужчин и женщин, братьев и сес­тер, натуры и культуры. Этот постмодернистский road movie был очень тепло принят во всем мире, в том числе и в России.

Последний на сегодня фильм «Официант» продолжает радовать почитателей режиссера безукоризненным стилем и тонким юмором.

фильмы с актером