Отзывы о "Коллекционер"
Недавно снова побывала в МТЮЗе, на этот раз смотрела на сцене «Игры во флигеле» постановку по Фаулзу, «Коллекционер».
Режиссер Павел Артемьев для меня был не знаком, а вот книгу Фаулза я читала, и, на мой взгляд, атмосфера и психологические игры на сцене переданы не хуже, если не лучше, чем в оригинале. Если кто-то не читал, то это история одного похищения - некий Фредерик похищает Миранду, в которую он, по всей в видимости, влюблен, и держит девушку взаперти. Собственно, это все, дальше начинаются психологические игры. Тот случай, когда зрителю книгу читать или хотя бы знать сюжет не обязательно перед просмотром - все понятно и так.
Сцена во флигеле будто создана для этого спектакля: небольшой зал, закрытое стенами с трех сторон пространство сцены, не высокий потолок — и все белое. Без всяких ухищрений становится понятно, что это замкнутое пространство — не к добру, и кажется, даже где-то почти в подсознании начинает пробуждаться клаустрофобия. Обстановка самая скудная: кровать, столик, стул, тоже белые. На кровати девушка…
Спектакль длинный, кажется, почти три часа, и это, с одной стороны, позволяет вместе с Мирандой чувствовать, как медленно тянется время, не заполненное никакой деятельностью, а с другой стороны, ощущать, как время буквально утекает сквозь пальцы, с каждой минутой, с каждой неудачной попыткой переиграть своего похитителя приближая девушку к концу истории.
Для нас играли:
Фредерик - Олег Ребров
Миранда - Марина Ворожищева
Надо сказать, что И Фредерик, и Миранда оказались именно такими, как я себе представляла при чтении. Особенно, пожалуй, Фредерик. В таком небольшом зале даже становилось слегка жутковато - настолько по-настоящему не вполне нормальным он казался! Нервный, то потел, то бледнел, его напряжение просто электризовало атмосферу.
И главное, он был так вежлив, так старался угодить своей пленнице, и план у него был вполне мирный: возлюбленная должна узнать его получше и тогда сможет ответить взаимностью! Ведь в жизни шансов у него не было вовсе: рядовой клерк, плохо образованный, ничем не интересующийся (кроме коллекционирования бабочек), он никак не мог не то что заинтересовать, но в принципе познакомиться с дочкой состоятельных родителей, студенткой художественного колледжа. Увы, бедняга слишком плохо знал Миранду. Она - бодрая, деятельная, изобретательная, артистичная (и чем-то неуловимо напоминающая Наталью Варлей в роли "кавказской пленницы"), методично пробует разными способами обвести его вокруг пальца и сбежать, проявляя чудеса изобретательности. Но при этом даже не делает вид, что этот странный, нервный, закомплексованный и, как ни крути, влюбленный в нее молодой человек ей если не мил, то хотя бы интересен. Ни грана приязни она не высказывает, совершенно не интересуется "как он дошел до жизни такой", а все его многочисленные промахи высмеивает, в результате медленно, но верно загоняя Фредерика в тупик...
В общем, это стоит смотреть! Мне на самом деле понравилось
Достаточно давно хотела попасть на этот спектакль. Удалось же это сделать только на прошлой неделе
"Коллекционера" Фаулза я впервые прочитала лет 13 назад. Спустя несколько лет, перечитала роман в оригинале. Книга на меня произвела сильное впечатление глубиной психологизма.
Но сначала коснусь сюжета.
Главный герой Фредерик (Олег Ребров) - коллекционер. В детстве он коллекционировал бабочек. Ему нравилось пополнять коллекцию новыми редкими экземплярами. Во взрослом возрасте детское увлечение ушло на второй план, но исчезло не до конца. Выиграв на скачках огромную сумму денег, Фредерик покупает огромный дом на окраине. Сделав необходимые приготовления, он похищает Миранду (Марину Ворожищеву), которую, как он уверяет, любит. Похищение ей и себе объясняет тем, что это единственный способ для Миранды узнать его лучше и полюбить.
В спектакле ситуация показана в основном глазами Фредерика, как же воспринимает эту ситуацию Миранда, мы узнаем лишь вскользь из второй части. Олег Ребров прекрасно играет недалёкого упертого Фредерика. Роль эта достаточно не простая. Но у меня сложилось впечатление,что акцент сделан на главном, а детали, которые тоже очень важны, не прорисованы. Например, о детском увлечении Фредерика мы узнаем из пары фраз, хотя именно оно является ключом к его поведению: Миранда для него - это часть его коллекции. То, что он не может получить или купить, ему нужно поймать. Миранда это прекрасно видит и понимает, Фредерик же пытается убедить её и себя, что делает это исключительно из любви к ней. Естественно, что о здоровой любви, здесь и речи быть не может.
Прекрасно нагнетается общая атмосфера отчаяния и безысходности. Если воспринимать спектакль в целом, он производит сильное впечатление.
Отлично вписывается музыкальное сопровождение: "Реквием" Моцарта перемежается с песнями Мерлин Монро. Да, очень не хватило раскрытия образа Миранды. Но игру Марины Ворожищевой не могу не отметить.
Думаю, что на незнакомых с произведением Фаулза спектакль произведёт сильное впечатление, у читавших же могут остаться вопросы.
Не советую читать роман Джона Фаулза перед тем, как идти на спектакль «Коллекционер» в МТЮЗ – тогда вы до конца будете надеяться, что Добро победит Зло и о том, что с ней произошло, начинающая художница Миранда будет вспоминать лишь как о страшном сне…
События, которые разворачиваются перед зрителями спектакля Павла Артемьева на сцене «Игры во флигеле», то бишь, всего в двух шагах от них, настолько далеки от здравого смысла, что даже в голову не приходит, что еще могла бы предпринять девушка Миранда, которую похитил и удерживает в специально оборудованном подвале Фредерик Клегг, мелкий клерк.
На первый взгляд, он обычный человек, просто одержимый навязчивой идеей – он надеялся, что Миранда, когда узнает его поближе и поймет, какой он хороший, влюбится в него и мечтам его суждено будет стать явью. Он покупал ей все, о чем бы она его не попросила, завалил всю комнату цветами, кормил свою пленницу самыми изысканными блюдами!!! С деньгами проблем не было – незадолго до этого Клегг выиграл на скачках очень крупную сумму.
Но… все пошло не так, как он грезил и на наших глазах Клегг превращается просто в маньяка – хитрого и страшного!!!
Я очень хочу увидеть актера Олега Реброва в какой-нибудь другой роли, чтобы убедиться, что он нормальный – настолько правдоподобно Олег здесь играл одержимого, от имени которого и рассказывается весь этот ужас. Браво!!!
Актрисе Марине Ворожищевой повезло меньше, ей приходилось выражать себя, в основном, лишь эмоциями… Во втором действии ее героиня и вовсе стоит в углу сцены, в то время как звучат записи из дневника, который она вела в своем заточении. Но забыть ее взгляд – взгляд затравленного зверя, просто невозможно. В нем застыла такая безысходность…
Спектакль держит зрителя в напряжении, я бы даже сказала, в каком-то оцепенении, от начала и до конца. И потом долго еще невозможно прийти в себя. Эмоциональный шок, пережитый на нем, не отпускает.
На этом спектакле всегда аншлаги. В зале, в основном, молодежь. Интересно, какие уроки для себя они извлекут? Поймут ли, насколько хрупкое это понятие – жизнь, если в любой момент можно «попасть в сачок» того или иного маньяка …
Рецензии
Рецензия на спектакль «Коллекционер»
Психологический триллер про маньяка, решившего, что он влюблен.
15 июня 2015, Наталья Витвицкая