Отзывы о "Алые паруса"
Вершина отечественного мюзикла — работы Максима Дунаевского. Его сравнительно новый мюзикл «Алые паруса» прежде, в 2015-м, я смотрел в театре Надежды Бабкиной. В этот раз — в КЦ Москвич, где он был перезапущен в январе 2019. Место предельно неудачное: зритель воспринимает мюзикл как способ буржуазного времяпровождения, а тут — убогий советский интерьер.
Если вы случайно помните содержание книжки, то не удивляйтесь тому, что увидите на сцене. В либретто Усачева и Бартенева не жалеют красок для порочной портовой Каперны, которая пытается втоптать в грязь и Ассоль. И море потеряло свой романтизм — «только соль и креветки для пива».
Жизнь течет, как всегда,
не спеша и постепенно...
Пиво дрянь — пена да вода,
пена да вода, вода да пена...
Но когда воды и пены
ты хлебнешь четыре кружки,
и начнут качаться стены...
Эй, хозяин, где подружки?!
Максим Дунаевский написал 27 арий для мюзикла за три дня (а всего их, говорят, 30). Но зритель не сразу догадывается об этой легкости.
Мюзикл начинается тяжеловато, стучит деревянными помостами (а какой еще материал в портовом действе должен выбрать художник спектакля, то-то и оно). И начинает звучать в полную силу лишь во время первого исполнения хоровой арии «Сумасшедшая».
Никакая она не тайна,
ни с небес она к нам сошедшая,
никакая она не святая,
а просто она сумасшедшая!
Столько можно бессмысленно ждать?
Сумасшедшая!
Не разгонишь надеждой тоску.
Сумасшедшая!
Даже волны шуршат по песку:
сумасшедшая, сумасшедшая, сумасшедшая!
Можно сказать, что это центральная песня всего действа, хотя и не кульминационная.
В кульминационной песне, как ни странно, важнее оказываются не музыка, а стихи.
Мы не встречались никогда,
но так устали от разлуки…
И припев: любви не бывает рано, любви не бывает поздно!
Вымышленный порт Каперна и библейский город на берегу моря (точнее озера) Капернаум. Созвучно? В Капернауме Христос совершал чудеса, и в Каперне произошло рукотворное чудо (я тоже в миниатюре в подобном участвовал: см. по ссылке рассказ Алые парашюты).
Но всё же удивляет такой текст:
Ты, кого на ветру и стуже
жду,
как Спасителя, как Мессию,
ночь от ночи теряя силы,
жду!..
Кажется, это упоминание Бога всуе. Тем более, что зал был не расположен вслушиваться в такой текст.
Когда я ходил на мюзикл в первый раз, Грея пел Георгий Колдун, белорусский певец с опытом. Во второй раз нам достался Артем Елисеев. А вообще сколько их было греев и ассолей: мюзикл поставлен более чем в двадцати театрах. А рядом со мной сидела женщина, которая играет хозяйку «Маяка» на представлении в Екатеринбурге. Говорила мне, что в их городе на мюзикле играет живой оркестр. Пела мне на ушко арию, которая в Москве идет инструменталом на расхождении занавеса. У нас в Москве хозяйку «Маяка» (то есть мадам в местном борделе) играла Эвелина Блёданс, которая примечательна тем, что я ее постоянно, как встречу где-нибудь, так не узнаю. А тут жена удачно заглянула в программку еще до входа в зал.
На официальном фото, впрочем, именно Георгий Колдун, который украшает собой программку спектакля.
В целом стиль композитора узнаваем. Причем если и похоже на что из советских времен, то не на его «Трех мушкетеров», а на его «Ах, водевиль, водевиль».
Есть целых четыре песни, в которых рифма — с ударением на третий слог с конца (трехсложная, дактилическая). Такого в зарубежных мюзиклах не встретишь.
Мюзикл смотреть можно!
Рекомендуемый возраст 12+. А может детей на спектакль, который начинается с изнасилования, лучше не брать? Спектакль тут целомудренный по языку и порочный по сути ряда эпизодов. Однако перед нами сидел почти целый ряд младших школьников.
А первое, о чем я подумал, после начала спектакля были, разумеется, декорации. Так вот они, я бы сказал, походного типа. Обычно мюзикл требует полной переделки всего зала, который арендует. Отсюда берутся сугубо стационарные решения, тяжеловесные конструкции, мощные механизмы сцены. «Алые паруса» как будто заранее разрабатывался как гастролирующий мюзикл. Всё облегченное, иногда воздушное. Маяк стоит почти до самого потолка, но тоже весь прозрачный из трубочек и реечек.
«Алые паруса» - это красивая романтическая сказка, которую все девочки читают в детстве. Сказка о вере в чудо, об умении ждать и об огромной силе любви, которая способна преодолеть все. Знаменитый композитор Максим Дунаевский создал свои «Алые паруса» - мюзикл, который заставит зрителя по-новому взглянуть на всем известную историю Ассоль и Грея. Были добавлены новые сюжетные линии и герои, написано более 30 вокальных номеров, которые исполняют звёзды и молодые артисты, входящие в элиту русского мюзикла.
Я оговорюсь в самом начале, что несмотря на заявленные 12+, мюзикл может показаться «жестким», я бы не пошла на него с ребенком/подростком лет до 16. Достаточно упомянуть, по моему мнению, что первая же сцена начинается с изнасилования матери Ассоль, Мэри (Екатерина Лисоченко) мужиками в таверне Меннерса-старшего (Евгений Скочин), куда она пришла попросить отсрочить возвращение долга мужа. Так что решайте сами, брать на него ребенка, или не стоит.
Несмотря ни на что (все-таки показывается реальная жизнь), первый акт оставляет светлое впечатление. Да, мать Ассоль умерла вскоре после своего позора, но у нее есть замечательный любящий отец Лонгрен (Андрей Школдыченко), который каждый год делает ей по кораблику. И вот, наконец, на 12 день рождения он дарит Ассоль (София Фанта) прекрасный фрегат с алыми парусами. В тот же день девочка познакомится с сыном Меннерса, Меннерсом-младшим (Ярослав Ефременко), заводилой местных мальчишек, и эта встреч изменит ее судьбу на много лет. Дело в том, что Лонгрен, мстя за смерть супруги, не стал спасать тонущего в море Меннерса, и семья погибшего считает его убийцей. Казалось бы, у мальчика вспыхивает по отношению к Ассоль фамильная ненависть, но нет…
Конечно, Ассоль встретит и мудрого загадочного Эгля (Сергей Ли), этакого духа моря, который расскажет ей о юном капитане, который приплывет за ней под алыми парусами – и посеет в ее юном сердце эту мечту навечно. С тех пор Ассоль будет каждый день стоять на маяке и ждать, ждать, ждать… Иногда видя маленького Грея (дебют, Василий Чернов) во сне.
Но годы идут, а в жизни уже повзрослевшей Ассоль (Мария Паротикова – очень нежная девушка) ровным счетом ничего не меняется. Девушка продолжает ждать капитана на маяке, чем вызывает раздражение у жителей города. Они называют ее сумасшедшей, и лишь священник (Илья Викторов) считает ее святой, и ждет явления парусов как знамения истинно верующей.
Как ни странно, любит Ассоль только один человек – Меннерс-младший (Эмиль Салес). Он защищает ее от нападок толпы, от ненависти собственной матери, признается ей в своих чувствах..Но, к сожалению, они говорят на разных языках: Меннерс слишком прагматичен, ему никогда не понять наивную Ассоль, он только видит, что «она не такая, как все» и уговаривает ее прекратить мечтать впустую или начать что-то делать. Ария Меннерса, наверное, является одной из наиболее драматичных в мюзикле: только за фразы «Хочешь, скуплю я весь красный шелк
И развешу его на реях?» или «Если хочешь, зови меня Греем!» ему можно простить некоторые неприятные черты характера.
Меня фрустрировало, что даже любимый отец Ассоль, уже разочаровавшись, тоже начинает считать ее сумасшедшей бездельницей, чем вынуждает девушку от отчаяния пойти работать певицей в таверне Меннерса. Напившись и наговорив дочери оскорблений, он врывается в таверну и устраивает драку, за что его арестовывают. Чтобы избавить его от суда, у бедной Ассоль есть два выхода: выйти замуж за богатого Меннерса или срочно раздобыть денег для залога. И тут на ее пути «удачно» возникает другая хозяйка «Маяка» - владелица борделя (Эвелина Бледанс). Я, кстати, где-то видела размышление, что она – такая же бывшая Ассоль, не дождавшаяся своего Грея. И в этом спектакле такая точка зрения действительно имеет место быть: Ассоль тоже предпочитает браку с нелюбимым работу в борделе (!).
Под конец я хочу отвлечься и сказать, что меня давно не заставлял задуматься спектакль так, как это сделали «Алые паруса», чего я никак не ожидала от полудетской истории. В данном мюзикле так расставлены акценты, что невольно задаешься вопросом, закончилось ли все хэппи-эндом? Потому что, как по канону, за Ассоль действительно приплыл под алыми парусами прекрасный капитан Грей (Артем Елисеев). Любовь и вера победили многолетнее ожидание, нападки и презрение толпы и притязания нелюбимого человека. Но почему-то так и не осталось уверенности, что все у героев будет прекрасно..
Тем не менее, я обязательно пойду на мюзикл еще: музыкальный материал хороший, много запоминающихся мелодий и текстов, замечательный актерский состав (теперь очень хочется посмотреть и других артистов) и сюжет, держащий в напряжении от первой до последней минуты.
У меня раздвоение личности: одна очень рада тому, что видела и слышала, а вторая огорчилась тому, что еще одной сказкой стало меньше. Я сейчас про мюзикл "Алые паруса", который на прошлой неделе совершенно снес мне голову в культурном центре "Москвич" (спокойствие, только спокойствие, снес весьма культурно).
Наверное все знают сказку А. Грина "Алые паруса" и наверное же мало найдется людей, кто не видел легендарный фильм с неотразимым Лановым и невероятно трогательной Вертинской. А если кто не видел - срочно посмотрите, тогда поймете разницу. Там сказка, такая совсем романтичная, совсем наивная сказка. Здесь по мотивам - невероятная по накалу страстей практически драма, пусть и с хэппи-эндом. И я даже жалела, что читала и смотрела то, давнишнее, потому что тогда вообще бы взахлеб смотрелось. А так немного недоумевала, откуда эти натуралистические подробности с изнасилованием Мэри, с борделем, пардон, салоном, куда пришла петь Ассоль. И очень мало было мне Грэя, я же женщина, мне хотелось сказочного принца в гораздо бОльшем объеме.
Ну а теперь то, что понравилось, т.е. все остальное (все же помним, что в голове остается то, что произносят в конце). Так вот, мне понравилось все остальное, а именно: прекрасная музыка Максима Дунаевского (я даже подслушала потом в гардеробе, как парень лет 19 с умным видом изрекал: "Только ради этой музыки уже можно было идти"). Очень хочу отметить прекрасную танцевальную группу. Гутаперчивые парни выделывали такие па, что хотелось кричать "браво" и тихо завидовалось гибкости.
Теперь к вокалистам-артистам. Даже сложно выделить кого-то одного, прекрасные вокальные партии были буквально у каждого персонажа.
Знаете, я ходила в удивительной по составу компании - у нас было 3 поколения (коллега с работы шла со мной, но купила еще билет и внучке, хотела приобщить). И что самое удивительное, мы сошлись на том, что самый-самый голос оказался у Мэри (Екатерина Лисоченко), такой настоящий и такой красивый. Кстати, тут пели все, даже Эвелина Блёданс, исполнявшая роль хозяйки салона, даже она чистенько спела небольшую арию.
Чудесно пели дети, а Ассоль в детстве (София Фанта) полностью соответствовала своей фамилии - яркое, взрывное удовольствие.
Очень понравилась игра, именно игра мужских персонажей - Эгля (Сергея Ли), Лонгрена (Андрея Школдыченко) и Меннерса-сына (Эмиля Салеса). Знаете, мне решительно показалось, что Меннерс-сын вовсе не отрицательный персонаж, наоборот, мне хотелось, чтобы Ассоль его полюбила, а этот благородный Грей подарил им корабль с Алыми парусами, чтобы они могли уплыть куда-нибудь и начать там новую жизнь. Мне вообще было его очень жаль, парень-то хороший оказался, влюбился по-настоящему)))
В общем, все были хороши. И это честно, в антракте слышала отзыв школьника (там было нашествие школьников целыми классами. Видимо, как раз сейчас изучают в школе Грина): "Эпичненько". Сленг, конечно, но по сути верно. Легкая романтическая сказка превратилась в драматическую историю жизни.
Это стОит посмотреть, послушать. Это понравится разным возрастным категориям, как в нашем случае (3 разных поколения, каждый по-своему, но принял и одобрил увиденное).
Я уже год слышала об этом мюзикле и очень хотела его увидеть и услышать. Случилось. Спасибо композитору, авторам либретто и актерам, спасибо КЦ "Москвич" и всем, кто создавал мне целый вечер настроение.
У меня раздвоение личности: одна очень рада тому, что видела и слышала, а вторая огорчилась тому, что еще одной сказкой стало меньше. Я сейчас про мюзикл "Алые паруса", который на прошлой неделе совершенно снес мне голову в культурном центре "Москвич" (спокойствие, только спокойствие, снес весьма культурно).
Наверное все знают сказку А. Грина "Алые паруса" и наверное же мало найдется людей, кто не видел легендарный фильм с неотразимым Лановым и невероятно трогательной Вертинской. А если кто не видел - срочно посмотрите, тогда поймете разницу. Там сказка, такая совсем романтичная, совсем наивная сказка. Здесь по мотивам - невероятная по накалу страстей практически драма, пусть и с хэппи-эндом. И я даже жалела, что читала и смотрела то, давнишнее, потому что тогда вообще бы взахлеб смотрелось. А так немного недоумевала, откуда эти натуралистические подробности с изнасилованием Мэри, с борделем, пардон, салоном, куда пришла петь Ассоль. И очень мало было мне Грэя, я же женщина, мне хотелось сказочного принца в гораздо бОльшем объеме.
Ну а теперь то, что понравилось, т.е. все остальное (все же помним, что в голове остается то, что произносят в конце). Так вот, мне понравилось все остальное, а именно: прекрасная музыка Максима Дунаевского (я даже подслушала потом в гардеробе, как парень лет 19 с умным видом изрекал: "Только ради этой музыки уже можно было идти"). Очень хочу отметить прекрасную танцевальную группу. Гутаперчивые парни выделывали такие па, что хотелось кричать "браво" и тихо завидовалось гибкости.
Теперь к вокалистам-артистам. Даже сложно выделить кого-то одного, прекрасные вокальные партии были буквально у каждого персонажа.
Знаете, я ходила в удивительной по составу компании - у нас было 3 поколения (коллега с работы шла со мной, но купила еще билет и внучке, хотела приобщить). И что самое удивительное, мы сошлись на том, что самый-самый голос оказался у Мэри (Екатерина Лисоченко), такой настоящий и такой красивый. Кстати, тут пели все, даже Эвелина Блёданс, исполнявшая роль хозяйки салона, даже она чистенько спела небольшую арию.
Чудесно пели дети, а Ассоль в детстве (София Фанта) полностью соответствовала своей фамилии - яркое, взрывное удовольствие.
Очень понравилась игра, именно игра мужских персонажей - Эгля (Сергея Ли), Лонгрена (Андрея Школдыченко) и Меннерса-сына (Эмиля Салеса). Знаете, мне решительно показалось, что Меннерс-сын вовсе не отрицательный персонаж, наоборот, мне хотелось, чтобы Ассоль его полюбила, а этот благородный Грей подарил им корабль с Алыми парусами, чтобы они могли уплыть куда-нибудь и начать там новую жизнь. Мне вообще было его очень жаль, парень-то хороший оказался, влюбился по-настоящему)))
В общем, все были хороши. И это честно, в антракте слышала отзыв школьника (там было нашествие школьников целыми классами. Видимо, как раз сейчас изучают в школе Грина): "Эпичненько". Сленг, конечно, но по сути верно. Легкая романтическая сказка превратилась в драматическую историю жизни.
Это стОит посмотреть, послушать. Это понравится разным возрастным категориям, как в нашем случае (3 разных поколения, каждый по-своему, но принял и одобрил увиденное).
Я уже год слышала об этом мюзикле и очень хотела его увидеть и услышать. Случилось. Спасибо композитору, авторам либретто и актерам, спасибо КЦ "Москвич" и всем, кто создавал мне целый вечер настроение.
Читайте про другие
события
Другие спектакли / мюзикл
Мамма Мимо!
В центре сюжета – история, случившаяся в вымышленном городе Семиозерске: шеф крупного предприятия заказывает театру Дома культуры поставить любимое шоу своей жены – мюзикл MAMMA MIA!
Ничего не бойся, я с тобой
Новый оригинальный мюзикл «Ничего не бойся, я с тобой», основанный на музыкальных хитах легендарной питерской четверки «Секрет».