Отзывы о "Горе от ума"

Моя оценка

Описание Расписание Фотографии Видео Отзывы и рецензии Персоны
Наталья Витвицкая
25 мая 2015

Любовь демона

В «Школе драматического искусства» хрестоматийную пьесу «Горе от ума» поставили как уморительно смешной фарс про «плохого» Чацкого.

Режиссер Александр Огарев поставил Грибоедова в неожиданно дерзкой для сегодняшнего театра манере. В первую очередь это касается его трактовки характеров основных действующих лиц. То, как решен образ Фамусова, — и вовсе главное, за чем стоит идти на спектакль. Хранитель семейного очага, искренне желающий дочери счастья, совершенно не понимает, о чем ведет с ним жаркие споры Чацкий. Он бесхитростный сластолюбец и добряк. В обоих составах отец Софьи — двигатель сюжета и главный герой. Интонационно это образцово-показательные работы: не меняя ни слова в классическом тексте, актеры (безупречные Игорь Яцко и Александр Шейнин) играют Фамусова «мистером обаяние».

Молчалин (Олег Малахов/Кирилл Федоров) в этом спектакле тоже никакой не антигерой. Аккуратный, рассудительный, осторожный. Софья и Лиза замечательно умны и видят всех насквозь. Такой вот фамусовский мир со знаком плюс.

Между тем мир Чацкого (вполне убедительные Илья Козин и Евгений Поляков) — со знаком минус. Идейный герой зовет на баррикады, его речь похожа на агитацию, а выводы — на приговор. Харизматик, отвергающий домашнюю формулу счастья, Чацкий борется ради борьбы. Он жаждет перемен, а перемены опасны. Спорный режиссерский посыл, но учитывая фарсовую манеру подачи, он не раздражает, а скорее веселит. Ближе к финалу Чацкий становится похожим на сумасшедшего вампира, поливает ненавистный семейный очаг экс-возлюбленной бензином и желает поскорее сгинуть всем вокруг. Сцену при этом заливает красным светом.

Кстати, свето- и сценография в этом «Горе» заслуживает отдельной статьи. Совсем молодой художник Маша Капустина-Карью сочинила условный мир московской буржуазии. Визуальный контекст исторический, но намеки на день сегодняшний все же есть (как-то коротюсенькие платьица на героинях, ходули на пружинах на Молчалине или завязанные в хипстерский хвост волосы Чацкого). Нельзя не заметить люстру, у которой вместо лампочек макеты златоглавых церквей, Царь-пушки и Царь-колокола. И кресло, спинка которого — гигантская театральная маска. Любая деталь имеет значение. Стены фамусовского дома — это киноэкраны, демонстрирующие 17 живописных портретов. «Девочка с персиками» — метафора сна Лизаньки, задремавшей у стола ночью. «Незнакомка» Крамского — портрет той самой Татьяны Юрьевны, которую без конца ставит всем в пример Молчалин: «Татьяна Юрьевна! Татьяне Юрьевне!!!» Спектакль полон остроумных находок. Однако главный его плюс — он лишен политического и всякого другого пафоса (вроде бы закономерного, когда речь идет о Грибоедове). А зрителю не дают скучать ни минуты.

Отзывы о «Любовь демона»

Елена 12 сентября 2015, 10:26
КАРЕТУ МНЕ, В "ДОМ2" НА СРЕТЕНКЕ Я БОЛЬШЕ НЕ ЕЗДОК!
Не случайно, что рецензент так скупо пройдясь "по спектаклю", говорит с позитивом о художниках-постановщиках. Увы. Спектакль чудовищно бездарный. То, что называется "плинтус для плинтуса". Постановщик с сакраментальной фамилией Огарев сделал даже не пародию на пародию. Я имею ввиду пародийную подачу спектакля В. Мейерхольда в фильме "12 стульев" Л.Гайдая (1971г) Но гайдаевская пародия - блестящее произведение, а здесь мы наблюдаем беспомощный стеб и потуги постановщика и несчастных актеров. Публика соответствует. Причем смех именно там, где и должны реагировать зрители, смотрящие передачу "Комеди-клаб" или"Дом2": актриса в костюме медведя, как на представлении в детсаду, пугающая зрителей в первом ряду, глупейшие и пошлейшие"геги" героев. Весь драматизм комедии А.Грибоедова, психологическая коллизия отношений Фамусов-Лиза- Молчалин-Чацкий, актуальная и сегодня, уничтожена вместе с гениальным грибоедовским текстом, восхищавшим А.Пушкина. Поверхностно, даже не пытаясь "переварить" и выдать новое видение материала, как это сделал уже упомянутый В.Мейерхольд, автор сварганил пустую поделку. Цитаты, на которые по мнению Александра Сергеевича Пушкина, должна была "разойтись" пьеса его тезки, звучат нелепо. Контекст, из которого они "растут", растворяется в нелепых движениях и ужимках. Актеры не говорят, не рассуждают, не жалуются, короче говоря, не проживают текст, а берут криком, глядя в зал пустыми глазами. Такое ощущение, что им самим очень неловко от всего происходящего в пространстве сцены. И мне их стало жаль. Я села в свою карету и уехала, так и не дожив до того, как, оказывается, психанутый огаревский Чацкий спалил ко все чертям фамусовское гнездо. Хорошо бы вместе с данной постановкой, но, видимо, еще не раз оно будет гореть. Вывод: горе в данном случае вовсе не от ума, а от бездарности постановщика.

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Другие рецензии автора

Еще лучше спектакли в Москве

Выбор редакции

27 января (вс) | 18:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 27 января (вс) | 18:00

Радикальный Булгаков под музыку Майкла Джексона и Pink Floyd.

Выбор редакции

7 февраля (чт) | 18:00 | Школа драматического искусства, драма 7 февраля (чт) | 18:00

Ошеломляюще красивый спектакль о жизни Дмитрия Шостаковича и истории еврейского народа.

18 января (пт) | 18:00 | Около дома Станиславского (Новый зал), драма 18 января (пт) | 18:00

Восстановленный бесподобный спектакль Погребничко по Островскому.

25 января (пт) | 18:00 | Центр им. Вс. Мейерхольда, драма 25 января (пт) | 18:00

Хит Семена Александровского о жизни эксцентричного предпринимателя Давида Яна.

9 февраля (сб) | 19:00 | Гоголь-центр, драма 9 февраля (сб) | 19:00

Константин Богомолов играет в спектакле Кирилла Серебренникова.

7 февраля (чт) | 19:00 | Центр им. Вс. Мейерхольда, балет 7 февраля (чт) | 19:00

Темпераментный мужской балет о воспитании характера и взрослении.

Премьера

27 января (вс) | 18:00 | Театр Олега Табакова (Табакерка). Сцена на Сухаревской, драма 27 января (вс) | 18:00

Ремейк знаменитого спектакля Олега Табакова о судьбе скрипача-еврея в 30-ые годы XX века.

9 февраля (сб) | 18:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 9 февраля (сб) | 18:00

Лаконичный и страшный спектакль о силе рока.

26 января (сб) | 11:00 | Большой театр, балет 26 января (сб) | 11:00

Редкий балет Джерома Роббинса на музыку Игоря Стравинского.

24 января (чт) | 18:00 | Московский театр юного зрителя, драма 24 января (чт) | 18:00

Глубокий и бескомпромиссный спектакль Камы Гинкаса о любви.

Фестиваль

19 января (сб) | 18:00 | МХТ им. А. П. Чехова, драма 19 января (сб) | 18:00

Спектакль Андрея Могучего, поставленный как житие о странствиях души в поисках любви.

28 января (пн) | 18:00 | МХТ им. А. П. Чехова, драма 28 января (пн) | 18:00

Нежный спектакль Константина Богомолова по трагикомедии Вуди Аллена.