В «Гоголь-центре» первая премьера после ремонта. Кирилл Серебренников удачно вписал действие гончаровского романа-воспитания в мрачные реалии сегодняшней Москвы. Наивный Саша Адуев превратился у него в малообразованного провинциала, его всезнающий дядюшка — в беспринципного олигарха. Интеллигентный Петербург стал злачной Москвой, язык молодых восторженных дворян — современным сленгом. Все поклонники «новой классики», не пропустите.

Кирилл Серебренников — режиссер, умеющий говорить с молодежью. Любое произведение школьной программы он легко превращает в злое и модное (!) высказывание. На этот раз его интересовали метаморфозы, происходящие в сознании современных молодых идеалистов под влиянием московской среды. Российская столица, судя по всему, для Серебренникова — самая настоящая обитель зла. Город Зеро, который, как черная дыра, поглощает все живое и искреннее. Выбора никакого нет — либо становиться живым трупом, считающим деньги. Либо озлобленным мусорщиком, который одного предложения без мата не выговорит.

Эта мысль несколько утрирована и потому слишком очевидна. Безупречно стильная сценография спектакля тоже работает на нее (Серебренников выступил и в качестве художника). На пустой, погруженной во мрак сцене катают туда-сюда гигантские светящиеся нули. По бокам горят красным огнем две буквы М — символ метро. Ближе к финалу они превращаются в буквы и образуют слово «Москва», только вместо С нам показывают значок доллара. Мерцающий свет отбрасывает зловещие тени на лица героев — большинство из них явно играет за темную сторону. Усерднее других — Петр Адуев в исполнении Алексея Аграновича. До сегодняшнего момента известный в основном как главный режиссер церемоний открытия и закрытия Московского кинофестиваля, Агранович показал себя феноменально точным артистом. Если вы не являетесь поклонником режиссерской манеры Серебренникова, «Обыкновенную историю» стоит увидеть хотя бы только ради Аграновича. Настоящий дьявол (видимо, чтобы сомнений у зрителя не было никаких, его герой еще и хромает), Петр Адуев точно знает, что случится с его дурачком-племянничком (Филипп Авдеев) в следующую секунду. Методично и с особой жестокостью гасит любые надежды, разуверяет в любви, смеется над идеалами.

Это преувеличение, конечно, — в Москве живут разные личности, да и олигархов под копирку не бывает. Но смотрится свежо, эффектно и главное — остроумно. Молодой восторженный зритель узнает себя и своих знакомых и радуется возможности поговорить не о политической ситуации. А повздыхать на тему «какой же страшный город Москва», который всех «саш адуевых» превращает в копии их «дядей петь».