«Синюю птицу» Бориса Юхананова театралы ждали даже больше, чем первую премьеру вверенного ему театра — «Вакханок» Терзопулоса. В грандиозном 11-часовом спектакле занято 80 человек, задействованы сложнейшие декорации, использовано 370 (!) костюмов. Звездный час для многострадальной труппы, списанной со счетов.

Главные роли в юханановской сказке для взрослых достались сторожилам театра — Владимиру Кореневу и его супруге Алефтине Константиновой. Актерская пара играет Тильтиль и Митиль, отправившихся в путь на поиски счастья и также (едва ли не большую часть сценического времени) самих себя. Воспоминания о военном детстве, бедной, но счастливой юности, всесоюзной славе, тревожном перестроечном времени и т.д. чередуются с эпизодами символистской истории Метерлинка и внезапными сценами из культовых когда-то спектаклей с участием корифеев. Честно признаться, не всегда этот микс выглядит органично, сглаживает углы общая атмосфера красочного абсурда.

Ни в одном другом спектакле вы не увидите такой сценографии (Юрий Хариков) и таких костюмов (Анастасия Нефедова). Без пяти минут китч и одновременно издевка над этим китчем. Ассоциативный ряд бесконечен. На сцене — аттракционы голливудского размаха. Боинг чуть ли не в натуральную величину, двигающиеся проекции, «полыхающий» задник, снежные метели и цирк шапито. Cреди второстепенных героев — армия китаянок, невесты из Иваново, бравые физкультурницы, демон, Наполеон, странные «танколебеди» (когда речь в спектакле идет о путче 1991 года, на сцену «выплывают» солдаты в длинных юбках, они танцуют «Лебединое озеро»), etc. Метерлинковские образы Сахара, Хлеба, Огня, Воды, всех Великих Радостей и иже с ними — вообще тема для отдельной статьи. Как и специально написанная к спектаклю музыка Дмитрия Курляндского.

Несмотря на избыточность во всем (игра, музыка, костюмы, время), смотреть на эту мастерски заваренную кашу интересно. И абсолютно прав был Юхананов, когда назвал свой спектакль сериалом — «Птица» летает три вечера подряд. Во всяком случае, принцип воздействия на зрителя тот же. Иногда и сюжет кажется чепухой, и герои — не очень настоящими, а все равно затягивает. Пока не увидишь все — не уснешь. Да и почему не посмотреть? — такие сумасшедшие прекрасные сны в театре нам видеть еще не доводилось.