Отзывы о "Хованщина"

Оценка редакции
анна 3 января 2022, 06:00

Собираюсь идти на Хованщину, решила отзывы почитать. Уже хочу, очень даже.Мой любимый театр, много пересмотрела опер, нравятся все, кроме "Кармен". Балет шикарный, если , особенно, танцует Кардаш.

nastyanet 9 декабря 2018, 10:39

Посмотрела на днях пожалуй одну из самых сложных для моего восприятия постановок — «Хованщину» в МАМТе в постановке Александра Лазарева. Опера с богатой историей — первая постановка состоялась 122 года назад. И с тех пор на каких только сценах её не ставили — Москва и Санкт-Петербург, Милан и Париж, и многие другие. Либретто к постановке написано самим композитором Модестом Мусоргским.
Она меня просто поразила своей масштабностью, такого большого хора на сцене я еще не видела. Потрясающие голоса! Первая сцена где поют стрельцы с женами и зовут прийти Батю. Именно так стрельцы называют Ивана Хованского. Исполнитель его роди Дмитрий Ульянов поражает с первой арии своим мощным голосом.
Еще из исполнителей очень понравилась Ксения Дудникова, исполнительница роли Марфы. Особенно в сценах «Силы потайные, силы великие» (вот и вправду верилось, что ведьма и что-то видит) и «Исходила младёшенька».
Из поразивших меня сцен в общем ходе оперы — сцена с персидскими девушками — восточная музыка со сцены, танцы.
Красивые костюмы от Марии Даниловой — но они красивы своей простотой. Народ — в белых одеждах, стрельцы — в красных, бояре — в кафтанах. Чем то мне это напомнило постановку на историческую тему в театре Моссовета.
Поражает сценография спектакля от Владимира Арефьева — огромный дом, где находится место для всех. Только вот мирно никому в этом доме не живется. Огромный стол, который служит много чем по ходу постановки — он и собственно стол, богато украшенный яствами, и стена, разделяющая героев, и эшафот в финале оперы.

Ольга Сорокина 26 марта 2018, 08:55

Не зря, не зря раздают у нас спектаклям "Золотые маски"

Стрелецкий бунт - весьма сложная страница российской истории. И опера "Хованщина" тоже непроста для постановки.
Но прежде чем рассказать о "Хованщине" в МАМТе, напомню, что впервые партитура оперы Модеста Мусоргского «Хованщина» была издана в 1883 году в редакции Римского-Корсакова. Мусоргский писал оперу долго и трудно, и так и не закончил. Но у него получилось главное!
Получилось отразить в музыке и чувства людей, и красоту, и сложность ситуации, в которой оказались стрельцы, и темень времени, и раскол не только церкви, но всей страны, всего общества, и даже невероятную тоску и безысходность. А ещё красоту России, красоту простого народа. Режиссер-постановщик Александр Титель вместе с дирижером-постановщиком Александром Лазаревым лишь правильно преподнесли всё это зрителю.
Да! В МАМТе мы слышим оперу в оркестровке Дмитрия Шостаковича, сделанную им в 1958 г., завершение оперы написано Владимиром Кобекиным.
В постановке МАМТа очень, очень много правильного. Правильные декорации, которые начинают работать ещё задолго до начала спектакля, как только зритель попадает в зал. Сидишь, смотришь на эти деревянные стены то ли дома, то ли города, и остро чувствуешь то самое время, словно там на сцене открылся портал в прошлое.
И первая же сцена, в которой женщины в старинных простых одеждах, подоткнув подолы, моют полы, вызывает мгновенное принятие, как нечто абсолютно естественное и повседневное, происходящее здесь и сейчас.
И таких сцен, в которых всё происходящее кажется абсолютно правдивым и естественным, много. Вот уж не ожидала лично я, например, что буду пристально следить за каждой секундой, проведённой на сцене Чингисом Аюшевым в роли Подьячего.
Что буду восхищаться не только голосом, но и каждым движением Князя Ивана Хованского, которого так ёмко сыграл Андрей Валентий.
Что буду не просто слушать, а подавшись вперёд, впитывать звуки оркестра. Впитывать как живительную воду или как яд, даже не знаю.
Но сопротивляться этому мощнейшему потоку бессмысленно.
А моменты, когда пел стрелецкий хор, проникающие прямо в душу, забыть просто невозможно! До дрожи. Потрясающе красиво задумано и исполнено!
А стрелецкая казнь - кульминация всего спектакля. Встающие и уходящие в финале сцены один за другим стрельцы - это мощно.
Это тот самый прыжок с обрыва после долгого и мучительного балансирования на краю. Браво!
И, конечно, блестяще сыгранная Ксенией Дудниковой Марфа. Да-да, не только спетая, но и сыгранная!
Особенно пронзительная в сценах с Сусанной и Досифеем.
Партию Андрея Хованского исполнял Николай Ерохин, обладатель гипнотически красивого голоса и весьма эмоционально сыгравший молодого князя.
И оба они, и Ксения Дудникова, и Николай Ерохин, безупречно сыграли финальную сцену, именно так, что понимаешь: всё, конец.
А дальше.. Дальше лишь смотреть застывшими глазами вверх на клубы дыма и всполохи огня. Смотреть опустошенно, чувствуя, как в этих клубах исчезает и какая-то часть твоего собственного маленького мирка, который теперь уже не будет прежним.
И эта неизбывная тоска, которую, наверное, так или иначе знают и чувствуют все, в чьих венах течёт хоть капля русской крови, неотъемлемая часть и тебя самого. И она очень точно выражена Мусоргским в его бессмертной "Хованщине".

Сходите в театр!

Наталья Наталья 1 декабря 2017, 04:58

Решила поближе познакомиться с таким жанром, как опера, раньше казалось, что это не мое... Выбрала «Хованщину» в театре Станиславского. Коллеги шутят: «Начала бы со Снегурочки», но мы же не ищем легких путей!
Не имея музыкального образования и не являясь театральным критиком, оперу «Хованщина» я могу оценить лишь как зритель. И как зритель – я в восторге! Из театра вышла какая-то… просветленная! Пугающие 3,5 часа – на одном дыхании. Cолидарны со мной многие, реплики в фойе: «Такое чудо!», «Это прямо от сердца идет!», «Я сегодня не усну, сильная постановка!», "Давно такого не видела!" и т.п.
Сразу отметила прекрасное литературное либретто, ничего подобного не слышала (хотя опыт у меня небольшой). Оказывается, оно написано самим композитором! Многие недвусмысленно вспоминают Мусоргского только по портрету Репина... на самом деле, картина писалась незадолго до смерти композитора, мы видим Мусоргского, который серьезно болен. К сожалению, опера не исполнялась при его жизни...
Порадовали подробные программка и буклет, либретто транслировалось на экран над сценой - плюс к этому отличная дикция исполнителей, старательно пропевались окончания, поэтому всё было понятно.
В буклете приведена переписка между М.П. Мусоргским и В.В. Стасовым, где последний просит не делать «летопись княжеских отродий» «пусть они будут истый коренной народ, из избы, деревни и поля, сохи и прялки, от тяжелой давящей работы…» Изба и является основной декорацией: деревянные стены, скамейки. Художнику по костюмам удалось избежать нелепости и вычурности в представлении бояр и князей, в образах эстетическая простота. Постановка - мечта фотографа.
Что особенно понравилось? Много массовых сцен, гланым героем которых, является народ. Одна из таких - между стрельцами и их женами, завершается обращением к Ивану Хованскому «Батя, Батя, выйди к нам!» Красивое и разнообразное звучание хоров. Видно, что каждый артист является винтиком в большом и слаженном механизме, каждый играет свою роль, и не выходит из образа даже стоя где-то высоко на лестнице или с краю сцены.
Очень актерски, раскатистым басом передал образ русского боярина Ивана Хованского – Дмитрий Ульянов. Поймала себя на мысли, как это должно быть непросто – петь, двигаться и держать эмоцию на лице! Поразила многоплановость голоса Ксении Дудниковой от мрачного до ангельского: сцены гадания Марфы «Силы потайные, силы великие» и «Исходила младёшенька». И не буду оригинальной, оценила арию Шакловитого (А. Шишляев) «Спит стрелецкое гнездо», после которой зал взорвался аплодисментами.
Не нужно анализировать процент исторической достоверности, ведь вся историческая наука в принципе основана на диалектике. В основе сюжета события, которые, в общем, вне времени: борьба за власть, слепая жертвенная вера, страдалец-народ…

Показать все отзывы
и поставить вашу оценку (текущая оценка: 10)

Рецензии

Русская народная мгла

Политическая опера Мусоргского в почти безупречной версии «Стасика»

24 февраля 2015, Наталья Витвицкая

Читайте про другие
события

Статьи по теме

Другие спектакли / опера