Отзывы о "Вишневый сад"

Моя оценка

Описание Расписание Фотографии Видео Отзывы и рецензии Персоны
Наталья Витвицкая
3 февраля 2015

В розовом свете

Последняя пьеса Чехова всегда вызывала споры. И литературные, и театроведческие. Одни видели в ней драму зависшей над пропастью России, другие — карикатуру на чеховских современников, третьи — историю о расслоении общества. Театр предлагал и предлагает еще десятки интерпретаций. Игорю Яцко удалось поставить «Вишневый сад» как черную комедию, сохранив при этом трагическую тональность. Оглядываясь на сегодняшнюю действительность, невозможно с ним не согласиться. Страшного много, но смешного, пожалуй, больше.

«Вся Россия — наш сад». Режиссер и худрук ШДИ понял чеховскую фразу буквально: вся значит вся. Раневская и компания в его спектакле — это и есть вишневый сад. Каждый герой — деревце, которое рано или поздно срубят. Мысль о печальной заданности любой человеческой жизни тем не менее не определяет действие в спектакле. Она определяет сценографию. Огромное пространство зала «Манеж» остается полупустым. Над вытянутым длинным «коридором» сцены на равном расстоянии друг от друга висят прозрачные стекла. Чуть позже, когда Раневская (Людмила Дребнева) заговорит о вишнях, по этим стеклам ударят розовой краской. Впечатление цветущего сада возникнет мгновенно. В финале эти стеклянные «деревья» вставят каждое в предназначенный ей шкаф и положат плашмя. В таком положении мебель отчетливо напомнит гробы, а свисающие с колосников пустые тросы — виселицы. Идеальный фон для истории о людях, живущих так, как будто ни смерти, ни горя не существует.

Яцко увидел в чеховских героях отражение людей реальных — мало к чему пригодных, обидчивых, развращенных, глупых. И в то же время возвышенных, добрых и отзывчивых. Они — это мы. Не случайно костюмы у действующих лиц непременно включают какой-нибудь современный элемент. У Дуняши (превосходная работа Алисы Рыжовой) это замшевые ботильоны на шпильке, у Лопахина (Кирилл Гребенщиков) — кожаный пиджак, у Раневской — белоснежное пальто мужского кроя и т.д.

В спектакле много смешного. Удивительная работа с интонацией всех актеров без исключения. Невозможно хорош Георгий Фетисов в образе учителя Пети Трофимова, Роман Долгушин — в образе Яши, а сам Яцко — в роли Гаева. Они веселят публику, то и дело выкидывая шутовские коленца, при этом ни буквы не меняя в чеховских строчках.

Возможно, кому-то покажется слишком экстравагантной сцена, в котором Петя и Аня раздеваются и бегают по саду, выкрикивая лозунги о «новом мире». На самом деле она — одна из ключевых. Яцко показывает нам людей, из которых совсем немного времени спустя выросли «Бесы» Достоевского, и не стало целой страны. Двойственность любого персонажа, любого действия и слова в этом спектакле очевидна. Еще пример: сцена, в которой Яша насилует Дуню. Артисты чуть ли не акробатические номера демонстрируют, и поначалу всем весело. А потом страшно. Другой вопрос, что это «страшно и смешно» продолжается столетями. И вряд ли когда закончится. В финале Фирс, запертый в пустом доме, будет весел. Начнет обниматься со зрительницами из первых рядов и улыбаться, когда пожилой музыкант выйдет к нему навстречу и заиграет на скрипке. Помирать, так весело и с музыкой, господа.

Отзывы о «В розовом свете»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Другие рецензии автора

Еще лучше спектакли в Москве

Выбор редакции

27 января (вс) | 18:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 27 января (вс) | 18:00

Радикальный Булгаков под музыку Майкла Джексона и Pink Floyd.

Выбор редакции

7 февраля (чт) | 18:00 | Школа драматического искусства, драма 7 февраля (чт) | 18:00

Ошеломляюще красивый спектакль о жизни Дмитрия Шостаковича и истории еврейского народа.

18 января (пт) | 18:00 | Около дома Станиславского (Новый зал), драма 18 января (пт) | 18:00

Восстановленный бесподобный спектакль Погребничко по Островскому.

25 января (пт) | 18:00 | Центр им. Вс. Мейерхольда, драма 25 января (пт) | 18:00

Хит Семена Александровского о жизни эксцентричного предпринимателя Давида Яна.

9 февраля (сб) | 19:00 | Гоголь-центр, драма 9 февраля (сб) | 19:00

Константин Богомолов играет в спектакле Кирилла Серебренникова.

7 февраля (чт) | 19:00 | Центр им. Вс. Мейерхольда, балет 7 февраля (чт) | 19:00

Темпераментный мужской балет о воспитании характера и взрослении.

Премьера

27 января (вс) | 18:00 | Театр Олега Табакова (Табакерка). Сцена на Сухаревской, драма 27 января (вс) | 18:00

Ремейк знаменитого спектакля Олега Табакова о судьбе скрипача-еврея в 30-ые годы XX века.

9 февраля (сб) | 18:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 9 февраля (сб) | 18:00

Лаконичный и страшный спектакль о силе рока.

26 января (сб) | 11:00 | Большой театр, балет 26 января (сб) | 11:00

Редкий балет Джерома Роббинса на музыку Игоря Стравинского.

24 января (чт) | 18:00 | Московский театр юного зрителя, драма 24 января (чт) | 18:00

Глубокий и бескомпромиссный спектакль Камы Гинкаса о любви.

Фестиваль

19 января (сб) | 18:00 | МХТ им. А. П. Чехова, драма 19 января (сб) | 18:00

Спектакль Андрея Могучего, поставленный как житие о странствиях души в поисках любви.

28 января (пн) | 18:00 | МХТ им. А. П. Чехова, драма 28 января (пн) | 18:00

Нежный спектакль Константина Богомолова по трагикомедии Вуди Аллена.