Новая пьеса драматурга Саши Денисовой — это аллюзии на наше нескладное политическое сегодня вперемешку с историческими фактами, юмор в союзе с трагедией, а Led Zeppelin в обнимку с Toto Cutugno. А также — три с половиной часа настоящего актерского куража и изобретательной режиссуры Алексея Жеребцова (Liquid theatre). Одним словом, хит.

Перед нами — реально существовавшее семейство Висконти и низкородный крестьянин Сфорца, захвативший Милан. Сюжет совсем на сказочный — вражда, войны, убийства и передел власти. Все это могло бы превратиться в «пыльный» спектакль, интересный только поклонникам сериалов про королей и их любовниц. Но Денисова и Жеребцов покопались в истории явно не просто так. Намеки на кремлевскую ситуацию, народную панику и украинские волнения разбросаны повсюду. При этом никакого пафоса, это скорее изящная, женская сатира на происходящее. Восхищает главный посыл — авторов интересует не столько сама ситуация, сколько ее трагическое значение: феодальное мышление тяжело сдается идеалам Возрождения, а тирания — свободе. Тревожные совпадения с нынешней действительностью изящно вплетены в ткань развеселого действа с трогательной любовной линией (внебрачная дочь Висконти и Сфорца влюблены) с музыкой (саундтрек — Radiohead, Metallica, Джими Хендрикс, Jefferson Airplain и др.).

Интересны актерские работы (Инна Сухорецкая, Андрей Смирнов, Александр Усердин, Арина Маракулина, Ильяс Тамеев, Анна Рудь и др.). Всем без исключения артистам удались блестящие карикатуры на знакомые типажи. Герцог Висконти — человек 90-х, для него власть — это способность держать в страхе, неспособность признать ошибку. Служанка Перпетуйя — собирательный образ управляемых народных масс, привыкших к статусу «счастливые рабы» и готовых любить по приказу. Папа при дворе — ханжа и хитрый приспособленец, сжигающий «неверных».

Отдельного внимания стоит сценография Александра Арефьева — совершенно новая для ЦИМа эстетика. В его репертуаре едва ли найдется еще один спектакль с масштабными декорациями. В «Сфорце» же на сцене выстроен миланский кремль, за стенами которого, как за железным занавесом (цвет декораций — холодно-серый), живет правящая верхушка. Костюмы Марии Чернышевой добавляют спектаклю еще сто очков. Антураж почти что ленкомовский — собранный из ярких символов, фантастически красивый, радующий глаз. Но главное в «Сфорце», конечно, не это. А тот сумасшедший драйв, с которым спектакль придуман, поставлен и сыгран. Не заразиться этой энергией невозможно. В сегодняшнем театре дух рок-н-ролла — не редкость даже, а роскошь.