Отзывы о "Вакханки"

Оценка редакции
Наталья Витвицкая
30 января 2015

Вакх в помощь

Первой премьерой только что открывшегося Электротеатра «Станиславский» стал спектакль Теодороса Терзопулоса. «Вакханок» греческий мэтр ставил три раза в разных уголках мира (к слову, трагедией Еврипида режиссер открыл собственный театр «Аттис» в Афинах), московская версия — четвертая по счету. Она вряд ли придется по вкусу всем без исключения. Нарочитая ритуальность вполне может раздражать, а вложенный смысл — казаться слишком уж отвлеченным. Однако «вглядеться» стоит, — техничнее и эффектнее зрелища в Москве точно нет. Да и параллели с современной действительностью при желании тоже можно найти.

Перед зрителем не столько спектакль, сколько обряд, демонстрация божественной мощи. Царь Пенфей не признавал в Дионисе бога, за что и поплатился. Бог убедил его переодеться женщиной, чтобы посмотреть на вакханок, устраивающих буйства в лесных чащах во славу дионисийской власти. Вакханки приняли переодетого царя за льва и разорвали на куски. Зачинщицей жестокой и бессмысленной казни стала мать Пенфея Агава. Кровавый миф прекрасно вписывается в сегодняшние времена. С коллективным бессознательным невозможно совладать. Оно сильнее разума и инстинктов.

Эта дикая, иррациональная сила интересует Терзопулоса. Актеры в образе вакханок старательно изображают исступление. По-особенному, громко и страшно дышат, корчатся в страшных конвульсиях, смотрят в зрительный зал невидящими глазами, улыбаются окровавленными губами. Их бьет мелкая дрожь. Не у всех получается убедительно, но не отметить усилий (физических в том числе) невозможно. Что поражает наверняка, так это точность и выверенность мизансцен. У спектакля очень жесткая конструкция, при этом всю «раскадровку» легко запомнить. Очищенное от примет времени пространство, безупречный свет, запредельной красоты костюмы (цветовая гамма: черный и красный). Артисты, «расставленные» по сцене, как фигурки в шахматной партии.

Большая удача — участие в спектакле актрис Елены Морозовой (Дионис и второй вестник) и Аллы Казаковой (Агава). Обе изумительно хороши, одна — в образе демона-искусителя, извивающегося змеей, подстрекающего, мстящего. Другая — в роли обезумевшей от горя матери-детоубийцы. Каждому их стону, всхлипу, визгу веришь безоговорочно, несмотря на абсолютную условность происходящего (оторванная голова Пенфея сделана из резины, кровавые следы, которые оставляет Агава, — это клочки красной ткани). В финале спектакля Терзопулос выходит на сцену сам, чтобы спеть френос (античный погребальный плач). Оплакивает он, судя по всему, всех, — противиться богам и божествам опасно, верить бессмысленно, выхода нет. Словом, древнегреческая трагедия как она есть.

Отзывы о «Вакх в помощь»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Другие рецензии автора

Еще лучше спектакли в Москве

Выбор редакции

23 декабря (вс) | 19:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 23 декабря (вс) | 19:00

Радикальный Булгаков под музыку Майкла Джексона и Pink Floyd.

11 декабря (вт) | 19:00 | Гоголь-центр, драма 11 декабря (вт) | 19:00

Школьный роман-воспитание, вписанный в мрачные реалии сегодняшней Москвы.

24 декабря (пн) | 19:00 | Театр им. Вл. Маяковского, драма 24 декабря (пн) | 19:00

Интеллектуальная комедия о великом немецком философе.

25 декабря (вт) | 19:00 | Театр им. А.С. Пушкина, драма 25 декабря (вт) | 19:00

Одна из величайших пьес Шекспира в сдержанной версии Деклана Доннеллана, обращенной в современность.

2 января (ср) | 19:00 | Театр Олега Табакова (Табакерка). Сцена на Сухаревской, драма 2 января (ср) | 19:00

Комедия Мольера в адаптации Дмитрия Быкова.

17 декабря (пн) | 19:00 | Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, опера 17 декабря (пн) | 19:00

Три оперные новеллы по произведениям немецкого мистификатора.

9 декабря (вс) | 19:00 | Современник, Театрально-концертный зал «Дворец на Яузе», драма 9 декабря (вс) | 19:00

Новогодняя история двух друзей в исполнении Сергея Гармаша и Игоря Скляра.

15 декабря (сб) | 19:00 | Московский театр оперетты, мюзикл 15 декабря (сб) | 19:00

Самый удачный пример российского мюзикла.

22 декабря (сб) | 12:00 | Большой театр, балет, детский 22 декабря (сб) | 12:00

Самый новогодний балет, смотреть который в преддверии праздников — давно традиция.

13 декабря (чт) | 19:00 | Гоголь-центр, драма 13 декабря (чт) | 19:00

Осовремененный Некрасов от Кирилла Серебренникова.

21 декабря (пт) | 19:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 21 декабря (пт) | 19:00

Лаконичный и страшный спектакль о силе рока.

13 декабря (чт) | 19:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 13 декабря (чт) | 19:00

Счастливая новогодняя мелодрама с Владимиром Этушем в главной женской (!) роли.