Вакханки

Оценка редакции
Наталья Витвицкая
30 января 2015

Вакх в помощь

Первой премьерой только что открывшегося Электротеатра «Станиславский» стал спектакль Теодороса Терзопулоса. «Вакханок» греческий мэтр ставил три раза в разных уголках мира (к слову, трагедией Еврипида режиссер открыл собственный театр «Аттис» в Афинах), московская версия — четвертая по счету. Она вряд ли придется по вкусу всем без исключения. Нарочитая ритуальность вполне может раздражать, а вложенный смысл — казаться слишком уж отвлеченным. Однако «вглядеться» стоит, — техничнее и эффектнее зрелища в Москве точно нет. Да и параллели с современной действительностью при желании тоже можно найти.

Перед зрителем не столько спектакль, сколько обряд, демонстрация божественной мощи. Царь Пенфей не признавал в Дионисе бога, за что и поплатился. Бог убедил его переодеться женщиной, чтобы посмотреть на вакханок, устраивающих буйства в лесных чащах во славу дионисийской власти. Вакханки приняли переодетого царя за льва и разорвали на куски. Зачинщицей жестокой и бессмысленной казни стала мать Пенфея Агава. Кровавый миф прекрасно вписывается в сегодняшние времена. С коллективным бессознательным невозможно совладать. Оно сильнее разума и инстинктов.

Эта дикая, иррациональная сила интересует Терзопулоса. Актеры в образе вакханок старательно изображают исступление. По-особенному, громко и страшно дышат, корчатся в страшных конвульсиях, смотрят в зрительный зал невидящими глазами, улыбаются окровавленными губами. Их бьет мелкая дрожь. Не у всех получается убедительно, но не отметить усилий (физических в том числе) невозможно. Что поражает наверняка, так это точность и выверенность мизансцен. У спектакля очень жесткая конструкция, при этом всю «раскадровку» легко запомнить. Очищенное от примет времени пространство, безупречный свет, запредельной красоты костюмы (цветовая гамма: черный и красный). Артисты, «расставленные» по сцене, как фигурки в шахматной партии.

Большая удача — участие в спектакле актрис Елены Морозовой (Дионис и второй вестник) и Аллы Казаковой (Агава). Обе изумительно хороши, одна — в образе демона-искусителя, извивающегося змеей, подстрекающего, мстящего. Другая — в роли обезумевшей от горя матери-детоубийцы. Каждому их стону, всхлипу, визгу веришь безоговорочно, несмотря на абсолютную условность происходящего (оторванная голова Пенфея сделана из резины, кровавые следы, которые оставляет Агава, — это клочки красной ткани). В финале спектакля Терзопулос выходит на сцену сам, чтобы спеть френос (античный погребальный плач). Оплакивает он, судя по всему, всех, — противиться богам и божествам опасно, верить бессмысленно, выхода нет. Словом, древнегреческая трагедия как она есть.

Отзывы о «Вакх в помощь»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Другие рецензии автора

Еще лучше спектакли в Москве

2 октября (вт) | 19:00 | Школа драматического искусства, перформанс 2 октября (вт) | 19:00

Уникальный спектакль-концерт, в роли инструментов — театральные машины.

5 октября (пт) | 19:00 | РАМТ, драма 5 октября (пт) | 19:00

Политическое кабаре о нацистских судьях.

12 октября (пт) | 19:00 | МХТ им. А. П. Чехова, драма 12 октября (пт) | 19:00

Драма по пьесе Агаты Кристи с Ренатой Литвиновой в главной роли.

17 октября (ср) | 19:00 | Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, опера 17 октября (ср) | 19:00

Три оперные новеллы по произведениям немецкого мистификатора.

14 октября (вс) | 19:00 | Около дома Станиславского, драма 14 октября (вс) | 19:00

Искрометная и уникальная инсценировка культового романа Дюма от адепта театра абсурда Юрия Погребничко.

27 сентября (чт) | 19:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 27 сентября (чт) | 19:00

Маковецкий в суперхите Туминаса.

9 октября (вт) | 20:00 | Театр наций, драма 9 октября (вт) | 20:00

Ингеборга Дапкунайте в роли князя Мышкина.

Выбор редакции

3 октября (ср) | 19:00 | Студия театрального искусства, драма 3 октября (ср) | 19:00

Остроумный и глубокий спектакль по великому роману Михаила Булгакова.

25 сентября (вт) | 19:00 | Студия театрального искусства, драма 25 сентября (вт) | 19:00

Сокровенные разговоры о любви в интеллигентной режиссуре.

20 октября (сб) | 12:00 | Большой театр, балет 20 октября (сб) | 12:00

Байопик о советском танцовщике, сбежавшем от режима, в версии Кирилла Серебренникова.

23 сентября (вс) | 19:00 | Театр им. Ермоловой, драма 23 сентября (вс) | 19:00

Отличная трагикомедия с Иваном Янковским в роли разочарованного в себе героя.

драма

Осовремененный Чехов в режиссуре Виктора Рыжакова.