Классик современного балета Джон Ноймайер поставил «Татьяну» по «Евгению Онегину». Москвичи смогли увидеть его почти сразу же после гамбургской премьеры. Столичных зрителей хореограф предостерег сразу — прямых соответствий книге искать не нужно, это не пересказ. Если вы не против вольных интерпретаций классического сюжета и не считаете, что музыка к «Онегину» — это только Чайковский, смело берите билет.

Ноймайер по первому образованию филолог и пушкинского «Онегина» знает едва ли не лучше некоторых русских. Он сделал видимыми не слишком очевидные мотивы и сюжеты  — онегинский распорядок дня, его визит в театр, похороны дядюшки, балерину Истомину, деревенские посиделки. Хореограф даже оживил персонажей французских романов, которые с таким упоением читала героиня, и медведя, который привидился ей во сне. Мечты, видения и реальность связаны в этом балете очень крепко. Порой становится неясно, что происходит на самом деле и почему. Например, в какой-то момент Онегин является героине в образе вампира в черном плаще.

Нужно сказать, Ноймайер очень свободно отнесся к бытовым обстоятельствам романа. Здесь вам и Российская империя, и Советский Союз, и новорусские будни. На именинах Татьяны советские солдаты отплясывают под «Цыпленок жареный» (в партитуре Леры Ауэрбах заметны перепевы не только русского шансона, но и прямые заимствования из произведений Шнитке и Шостоковича). В сегодняшней России Онегина, разодетого в нелепый цветастый пиджак на голое тело, ублажают девицы легкого поведения. Ну и, конечно, русские народные мифы… Татьяна танцует в павлопосадском платке, березки тонут в снегах, медведь оборачивается генералом, народ хлещет водку.

Несмотря на внушительную коллекцию штампов о России, клюквой балет назвать нельзя. Главное здесь — трагический образ главной героини и фантастически красивая и сложная хореография. Всегда босая и простоволосая, с трепетными руками, Татьяна — это страдающая женщина, лишенная любви. Нерастраченные силы, невысказанные слова, неутолимые надежды… Диана Вишнева танцует все это на таком нерве, что публика поневоле видит на сцене только ее одну. Впрочем, до уровня примы в труппе «Стасика» объективно никто не дотягивает. Хочется верить, после волнительных премьерных показов это изменится. Особенно учитывая тот факт, что в очередь с Вишневой Татьяну танцуют еще три балерины — Оксана Кардаш, Валерия Муханова, Валерия Рыжкова. А узнать состав можно только за несколько дней до спектакля.