Отзывы о "Иисус Христос — суперзвезда"

Оценка редакции
Мария 14 июля 2022, 10:20

«Иисус Христос - суперзвезда» в театре Моссовета.
Спектакль-легенда, которому исполнилось 32 года! И мне посчастливилось присутствовать на этом празднике.
Музыкальный спектакль по мотивам рок-оперы стал мировым бестселлером. Смотрела его не однократно и каждый раз с большим удовольствием.
Украшением спектакля стала Екатерина Гусева, исполняющая роль Марии Магдалины. Актриса с большой буквы, прекрасными вокальными данными, статная и эффектная. Внесла в спектакль особую энергию красоты и истинной любви.
Иисус Христос (Валерий Анохин) - роль сложная, философская, но актёр был словно тот самый странник из Назарета, кроткий и искренний.
Иуда (Валерий Яременко) - самый яркий и динамичный образ, очень экспрессивная актёрская игра. Наблюдать за ним было удовольствие. Столько эмоциональных подъёмов и всплесков.
Сценография, свет и звук в этом спектакле невероятно красивые, словно на крупном мировом концерте. Декорации приковывали взгляд зрителей, световое красочное сочетание создавало особую атмосферу глубины спектакля.
«- Простите меня ради Христа!
- Ради Христа я бы простил, но простит ли он?» - Фраза, ставшая идейной и кульминационной в этом спектакле. Запала в душу, заставила задуматься, переоценить. А после просмотра спектакля остались светлые эмоции, зародившие в душе покой и надежду.
Актуальность происходящего на сцене в наши дни сложно переоценить. Все те же круги, все тот же гений с идеей правды и все та же неистовая толпа, превращающая все вокруг в руины.

alex-ju 10 июня 2022, 09:48

25 лет! 25 лет я пыталась попасть в театр "Моссовета" на легендарную рок-оперу "Иисус Христос - суперзвезда". И ровно в двадцатипятилетие этого события оно-таки наконец-то свершилось. Ну нелегко человеку, работающему до 19:00, в 19:00 оказаться в театре (все жду когда театры наши массово наконец-то поймут это и станут адаптироваться под московские реалии и зрителя, и начинать спектакли в 20:00).
Сразу скажу - ни разу не пожалела, что пошла. Ибо - смотреть однозначно надо и интересно. Понравилось. И критика последующая - просто попытка объективно посмотреть на спектакль в том числе и глазами зрителя помладше. Я довольно долго пыталась сформулировать свои мысли и отношение к увиденному, сравнить свои ожидания и реальность, ведь эта рок-опера давно уже стала настоящей театральной легендой, на которую было невозможно достать билеты. И, смотря её сейчас, понимаешь - на время постановки, в 90-ом, это был настоящий вызов, это было смело и ярко. Тут и правда, как написано на сайте театра, "своеобразное сочетание жанра рок-оперы и традиций русской театральной школы". Но... за столько лет на сцене та самая смелось превратилась в милые ретро-отсылки, понятные моему поколению, но которые уже вряд ли "прочитает" молодежь. Поэтому не удивлюсь, если в ближайшее время театр решит обновить постановку. И здорово, что все еще можно посмотреть тот самый вариант, который так откликается в душе моего поколения. Очень жалею, что не посмотрела раньше - на пике, и не имела возможности сходить еще несколько раз. И точно знаю, что с удовольствием еще вернусь - года через три-четыре.
Ах, как хорош был Иуда в исполнении Валерия Яременко! Невероятный взрыв эмоций! И действительно - это прежде всего отличная актерская школа, актерская игра, в сочетании с интересным голосом, идеально попадающим в роль. И даже несмотря на то, что спектакль идет не первый год, Яременко умудрился сохранить страсть и задор в исполнении. В моем понимании роль Иуды в этой опере - как раз главенствующая, Иисус тут вторичен. Почему? Да потому что Иисус понятен, его чувства предсказуемы. Именно Иуда несет нам свои сомнения, свои терзания в принятии решения, заставляет задуматься где эта грань между "плохо" и "хорошо", где предательство, а где действия во благо.

Поэтому меня не очень задел тот факт, что исполняющий Иисуса Валерий Анохин уже повзрослел за столько лет существования постановки и обзавелся животиком, что несколько не соответствует воспроизводимому образу (что, кстати, не мешает ему великолепно играть эту роль!). Скорее улыбнуло. Ибо, повторюсь, Иисус для меня тут вторичен. А вот личный жизненный опыт Яременко явно пошел на пользу Иуде, добавил глубины и яркости образу. Так что вот только ради Яременко стоит сходить на рок-оперу еще раз.
И, кстати, интересно было бы взглянуть на Марию Магдалену в исполнении Макеевой или Гусевой. Климова-блондинка мне показалась слишком нежной для Марии. Хотя это вариант прочтения образа тоже по-своему интересен. Как любопытна и явно читающееся связь Марии и Иисуса, незнакомая нам по библейским сюжетам. Не стоит забывать, что местная постановка - это "свободный творческой перевод либретто на русский язык, развития его драматургических линий, пьеса «по мотивам»".
Изменена и музыкальная составляющая классики бродвейской - авторские лейтмотивы сохранены, но в целом мелодика не всегда узнаваема. Для меня это однозначный плюс, ибо страхи порчи оригинального произведения при адаптации к русскому языку присутствуют. И изменение мелодики - это лучшая стыковка с русским языком. Так что скажу так - если вы хотите более классической трактовки и идеального вокала - посмотрите постановку питерского театра "Рок-опера", а если больше эмоций и актерской игры - вам в "Моссовета". А лучше посмотрите и то, и другое - они разные, и каждая версия по-своему интересна.

Жалко, что категорически нельзя было фотографировать - сценография прекрасна. Свет хорош. Эмоции на лицах так и просятся в кадр! И так хотелось запечатлеть. Но нет.

Катерина Мелимук 15 февраля 2022, 05:13

Если и есть спектакли-легенды, то “Иисус Христос - суперзвезда” определенно один из них. Культовый долгожитель, которому в этом году исполнится 32 года на сцене театра Моссовета. И я понимаю, почему такой успех и вау-эффект был в 90-х. Потому что, во-первых, сам жанр для тех лет - революция. По-настоящему крутейшая музыка Эндрю Ллойда Уэббера. Социально-политическая повестка, да и вообще все смело и с вызовом.

Актуален ли он сейчас? Снова, определенно, да. Вот только смотрится он слегка ретро. Понимаю, что спектакль уже классика и его любят таким. Знаю людей, которые не один раз приходили в театр Моссовета за своим удовольствием и каждый раз его получали. И есть даже элементы осовременивания “власти”. Но так хотелось бы получить и свежую хореографию, и звук (не музыку, а звучание), возможно новые медийные решения. Потому что мы, пожалуй, сильно избалованнее, чем наши родители 30 лет назад. Насмотреннее, выбора куда больше. Слушала я с интересом и с уважением к истории, но с легким чувством грусти. Которое иногда ловишь при общении с умными, талантливыми и классными стариками. Или, как нынче корректнее выражаться, людьми золотого возраста. Понимаешь всю их мощь и силу.. в прошлом. Но я, безусловно, рада что смогла составить собственное впечатление и познакомиться с этой постановкой лично.

Особенный мой восторг - Валерий Яременко в роли Иуды. Он так интересен! Очень приятно удивила Ирина Климова в роли Магдалины. Ее сольная партия до мурашек. Второе действие, на мой вкус, динамичнее и сильнее. А мотоциклы, которые с ревом и светом разрезают пространство сцены придают нужных тонов в атмосферу и бодрят.

ninok65 25 августа 2021, 10:42

К легендарной рок-опере «Иисус Христос - суперзвезда» у меня особое отношение. Впервые я увидела ее в постановке Питерского театра и с тех самых пор эта музыка засела где-то глубоко внутри меня. Было огромное желание смотреть эту рок-оперу везде, где только ее показывают. Особый интерес был к постановке театра имени Моссовета, уж сколько восторженных отзывов я о ней слышала!

И вот свершилось! Я сижу в зале и с первых же аккордов узнаю то самое, любимое… но далее случается непредвиденное. История, разворачивающаяся на сцене, кардинально отлична от той что мне знакома, порядок сцен совершенно другой, собственно, как и текст песен.

Скажу откровенно, было не легко перестроится, но когда я «поймала волну» знакомая история заиграла новыми красками!

Версия Моссовета более объёмна, более красочна, в ней идёт переплетение времён, а во время сцен с Понитем Пилатом мне вспоминался, горячо мной любимый, роман «Мастер и Маргарита».

В постановке задействованы прекрасные актеры, не нуждающиеся в представлении. Евгений Вальц в роли Иисуса прекрасен! Его страдания, переживания были невероятно искренны. Сцена с больными, просящими исцеления, на столько реальна и страшна, что побежали мурашки.

Мария Магдалина в исполнении Анастасии Макеевой произвела сильное впечатление. Искренняя, любящая, страдающая, именно такая, какой мне представлялась спутница Иисуса.

Очень впечатлил Андрей Богданов, которого я видела впервые. Его Иуда ярок и харизматичен. На его лице я наблюдала настоящие эмоции, муки выбора и страдания героя (именно по этому люблю смотреть спектакли с первых рядов, мне надо видеть глаза актёров).

Эффектные перемещающиеся декорации, красивый свет, прекрасная Музыка, талантливые актеры! Не удивительно что на протяжении 30 лет эта постановка не теряет своей актуальности и собирает полный зал. Единственное чего мне немножечко не хватило, так это синхронности и отточенности движений балета.

osorokina 20 августа 2021, 01:41

Я, конечно, знала, что он необычный, но, что он так меня удивит, я не могла себе представить. Впрочем, когда я увидела на заднем плане менору, а потом огромную покрасневшую луну - я уже не сомневалась, что мне понравится.
И вся эта мешанина из древности и современного - лично для меня это наполнено несколькими смыслами одновременно - просто не оставила мне шанса заскучать хоть на минуту. Неторопливое вначале действие всё ускорялось и ускорялось, и в какой-то момент даже воды глотнуть уже было некогда!
Добавьте очень эффектный свет, шикарную балетную труппу и потрясающих актёров (а каждый выходивший на сцену оказался по-своему прекрасен) и вы поймёте, почему спектакль вот уже 30 лет собирает аншлаги!
Потому что это интересно, зрелищно и красиво! И неожиданно, да.
И расскажу немного об исполнителях главных ролей.

Иисус - Евгений Вальц
Ох, не знаю, как там справляются с ролью другие исполнители, но Евгений Вальц меня впечатлил! И прежде всего драматизмом, ведь роль-то непростая! Но практически ни одной провальной сцены, а уж как он выгонял торговцев из храма - прямо мурашки побежали. Мощь!
Или когда калеки его обступили - бррр. А эти муки в поисках ответов в последнюю ночь перед арестом! Поверьте, психологизма было столько, сколько нужно, ни больше, ни меньше.
В общем, Иисус в исполнении Евгения Вальца тот, которому веришь. Тот, кем восхищаешься и тот, кого понимаешь.

Иуда Искариот - Андрей Богданов
Вторая ключевая фигура спектакля - Иуда Искариот. И он в исполнении Андрея Богданова получился очень харизматичный! А ещё искренний, фонтанирующий самыми разными эмоциями - ох, какой темперамент! Чума! Мне очень понравилось!
И образ Иуды получился многогранным, противоречивым и очень живым. Таким он и должен, наверное, быть. По крайней мере эта версия подходит.

Мария Магдалина - Анастасия Макеева
Совпало всё, и голос, и артистизм. Я смотрела на сцену и действительно видела перед собой Марию Магдалину, так правдиво это было сыграно! Каждая сцена. И голос шикарный, и образ лаконичный, всё к месту, без перегибов и переигрывания.
Я рада, что мне досталась именно такая Мария Магдалина - она идеальна!

inessa 31 июля 2021, 08:00

Театр им.Моссовета – наравне с питерской «Рок-оперой» - первым в России поставил ИХС на своей сцене. Спектакль идет в нем с 1990 г. и до сих пор пользуется огромной популярностью у зрителей. В прошлом году я была на юбилейном спектакле в честь 30-летия постановки (и это было потрясающее мероприятие, которое давало возможность посмотреть всех исполнителей всех ролей – они миксовались). А тут хотела бы рассказать об одном из составов, на котором была на этой неделе: Иисус – Евгений Вальц, Мария Магдалина – Ирина Климова, Иуда – Валерий Яременко, Пилат – Валерий Сторожик.

Этот состав – один из самых классических, традиционных – ¾ исполнителей играют свои роли уже очень много лет, и многие идут именно на него. А Евгений Вальц, внешне и по психофизике, выглядит необыкновенно «каноничным» Иисусом и, кроме того, имеет необыкновенно приятный голос (и вообще, горячо любим мною и в других спектаклях, например, в Театре Мюзикла). И, конечно же, несомненные плюсы постановки в «Моссовета» (в отличие от «Рок-оперы») - наличие прекрасных декораций, очень качественно танцующий ансамбль, перевод без «Джизас» и «Джудас» и «вневременной аспект» - начало и конец.

На этот раз я сидела очень близко, на 6 ряду, а не на 10-15, как обычно – и, скажу я вам, вблизи спектакль совершенно другой! Я заметила множество мелких деталей, которых не было видно издалека – то, как Иуда играет с волосами Магдалины, с какой надеждой смотрит Юродивый (Сергей Шандрыгин) на всех людей и, конечно, глаза Иисуса на «Гефсимании» - кульминационной арии.

Все артисты играют великолепно, «на разрыв» - каждый раз, как первый, я уверена. Спокойно-обреченный Иисус, которому не чуждо ничто человеческое. Любящая святая грешница Магдалина, которая готова идти за любимым до конца – сцена, в которой она просит Пилата спасти Христа, одна из моих любимых в спектакле. Как и Пилат в исполнении Валерия Сторожика: это уже уставший, пожилой человек, который сначала старается «не брать грех на душу», переложив ответственность на Ирода, и отговорить толпу, желающую линчевать былого кумира. И на контрасте, веселый и беззаботный Ирод – Митя Федоров, которому все «по приколу».

Иуда в исполнении Валерия Яременко подтверждает идею, что главный персонаж ИХС – именно апостол-предатель: он раскрывает образ своего героя через различные аспекты. В Иуде, конечно, столько всего «намешалось», что было бы удивительно, если бы он не предал своего друга: и желание «остаться в веках», и злость на неправильные, с его точки зрения, действия Иисуса, и ревность к Магдалине, вместе с увлечением ею же, и трусость и одновременно решительность – ведь предательство ужасно, даже если поначалу веришь в то, что оно будет для всех лишь благом. Ну и, конечно же, самая кульминационная сцена – самоубийство Иуды, который на самом деле, не желал никому зла и не понимает, почему же именно он был избран судьбой, чтобы стать проклятым предателем? Ведь без предательства и казни Христа не было бы и божественного воскрешения..

Наконец, особенно мне хочется отметить совершенно восхитительную тройку первосвященников: Кайафа – неизменный Вячеслав Бутенко, Анна – Александр Емельянов, Савл – Александр Бобровский. Я, скажу честно, безумно люблю Бобровского Пилатом, а Емельянова Иудой, это мой дрим-каст, но и в таких небольших ролях они просто потрясающи – столько мелких нюансов, и роли заиграли другими красками! Ах, почему артистов нельзя клонировать :D

Одним словом, если вы еще не видели «Иисус Христос – суперзвезда» - обязательно сходите, причем на любой состав! Спектакль «вечный», и я надеюсь, что он отметит еще и 40, и 50-летний юбилей!

Любовь О. 30 июля 2021, 05:06

"Иисус Христос - суперзвезда"...

Когда я прочитала название, у меня появились противоречивые чувства. Будучи верующей, это тема для меня свята и волнительно было идти в театр, уж так страшно было разочароваться или почувствовать какой-то дискомфорт. По этим соображениям, я откладывала этот поход. Но вот все же решилась, пошла на постановку Павла Хомского в Государственном академическом театре имени Моссовета.

С первой минуты и на протяжении 2,5 часов при просмотре меня охватывали мурашки, были моменты когда наворачивались слезы. Хочется отметить балетную труппу и "плохую" троицу, их исполнение получилось ярким и запоминающимся. В восторге я была от Иуды, в исполнении Валерия Яременко. Им была прекрасно раскрыта личность Иуды, показаны внутренние переживания, а главное появились вопросы для моих внутренних размышлений... По новому для меня открылся образ Христа (исполнял Евгений Вальц). Он эмоционален, чувствителен, он человек...

В постановке звучат знаменитые высказывания Иисуса, и вечные вопросы для христианства... Постановка не каноническая, по ней не стоит изучать Новый Завет, скорее она должна побудить к чтению священных книг и к знакомству с верой.

Мне понравилось все, игра, вокал, костюмы, звук, декорации!

Вы только представьте мюзикл ставится в театре 30 лет! Зал полон! Всем советую у посещению и сама хочу сходить еще!

Браво!!!

iarenkova 30 июля 2021, 05:28

Ну для начала хочу сказать , что рок-опера «Иисус Христос суперзвезда» уже идёт 31 год на сцене театра Моссовета и эту постановку по праву можно назвать легендарной! Время тому свидетель!
А я , позорница, только сейчас дошла посмотреть ее 🙈.
Ну древнее только «Юнона» в Ленкоме, которой уже 40 лет, и до сих пор аншлаги))
Я помню в далекие 90-е моя подруга музыкант с такими восторгами рассказывала об этом спектакле в Моссовета, но помню , что тогда попасть было на него очень непросто. А сейчас это гораздо легче, поэтому воспользуйтесь шансом. Дело в том, что с наступлением летнего сезона в театрах меньше зрителей( видимо, кто на даче, кто на пляже, кто уехал в отпуск), попасть проще. Поэтому я всегда в этот период выполняю театральную программу -максимум.Ну и из-за пандемической ситуации наверно многие отложили походы в общественные места, включая театр. А зря. Здесь абсолютно безопасно. Все в масках , температуру измеряют, дистанцию соблюдают.
Жанр постановки на момент выхода спектакля был в нашей стране достаточно новый. Модный, не побоюсь этого слова)). На Бродвее эта рок -опера вышла в 1971 году. В 70-х опера ,пусть и полуподпольно, но тем не менее достаточно широко стала распространяться в СССР. Бывший стиляга, закоренелый диссидент, джазмен, рокер и хиппи Алексей Козлов вместе со своим полуподпольным джаз-рок ансамблем "Арсенал" разучил в 1974 году все вокальные и инструментальные партии и начал выступать по институтам и творческим домам, вызывая ажиотаж у хиппи и панику у властей. Павлу Хомскому , режиссёру-постановщику оперы, удалось посмотреть постановку на Бродвее и даже привести пластинку, которую заслушивали до дыр.
Одним словом, такие спектакли, с такой историей, просто обязаны быть в списке для посещения. Ну это как школьная программа для всех.
Музыка в спектакле потрясающая и многие партии мне знакомы. Мне повезло с составом, он считается одним из лучших.
У меня был такой: Евгений Вальц (Иисус), Валерий Яременко (Иуда), Ирина Климова (Мария Магдалина).
Когда на прекрасную музыку накладывается ещё и видеоряд (игра артистов , декорации)- это однозначно захватывающее зрелище.
В спектакле много эффектных сцен, в том числе и финал, когда «Иисус» в куртке-косухе на мотоцикле въезжает на сцену.
Передо мной сидели две девушки, поклонницы именно музыкальных спектаклей, в антракте они побежали за цветами для артистов на Белорусскую, так они были впечатлены. Я, театралка более искушенная в драме, чем в музыке,поняла - предчувствия меня не обманули: я оказалась в правильном месте в нужное время ✊😉.
Выйдя после спектакля с чувством восторга от увиденного, я шла и напевала музыкальные отрывки, потому что они, как все хиты, прочно засели в голове и не хотели меня покидать. Да к тому же приобрела новых театральных друзей- компаньонов, которые тут же выдали мне список мюзиклов для дальнейшего посещения)). Зная,что не все спектакли так долго остаются в афише театров, я была безумно рада, что посмотрела рок-оперу наконец-то.
Жалею только об одном - что не сделала этого раньше.

Че Че 29 июля 2021, 12:49

Всё же надо чтоли Библию прочитать...

Думала я на протяжении всего спектакля! Сразу скажу, что особой религиозностью я не отличаюсь и воспринимаю всю эту историю как художественный вымысел с элементами историчности! Так вот не всё я поняла, ох не всё... Ну, кто есть кто, ясно, но некоторые неочевидные моменты явно ускользнули от меня! Например, Иисус, что знал, что Иуда его предаст и будто толкал его на это, а Иуда будто не хотел, но чувствовал, что должен?

Это я про спектакль «Иисус Христос - суперзвезда»!
Спектакль мощнейший! Не просто так ведь он идёт уже 30 лет с непременными аншлагами в театре имени Моссовета. Я пока через сад Аквариум шла, у меня раза 3 лишний билетик спросили!

Спектакль играется несколькими составами, я попала на такой: Иисус из Назарета - Евгений Вальц, Иуда Искариот - Валерий Яременко, Мария Магдалина - Ирина Климова. Опытные театралы сказали, что мне повезло!

Знаю людей, которые ходят на эту постановку по несколько раз и в каждом возрасте воспринимают её по разному, открывают для себя что-то новое! Возможно и я вернусь, только после прочтения Библии. 🤪

«Иисус Христос - суперзвезда» не просто музыкальный спектакль, а рок-опера, я в этом жанре ничего раньше не смотрела, мне понравилось. Драйв, сильный вокал, эстетика, костюмы... 30 лет назад эта постановка наверняка выглядела очень провокационно, сейчас же врятли кого-то можно шокировать голой грудью на театральной сцене.

Но спектакль не потерял своей актуальности, наоборот - песня, которая звучит в конце спектакля очень созвучна с нашим временем:
«Ради спокойствия нашей системы
Кто же из нас не пожертвует всем?
Яркая личность рождает проблемы.
Нет человека - нет и проблем.
Казнь честолюбца на благо державы!
Мученик веры навечно затих.
Лучшая память - посмертная слава
И причисление к лику святых.
Все мы - слуги народа!
Каждый, кто верует, жертвы поймёт.
Славься, наша свобода,
В рамках которой послушен народ!
В рамках свободы послушен народ.
Народ, народ, послушен народ.
В рамках свободы ликует народ.
Народ, народ, ликует, ликует, ликует народ!!!»

Юлия Владимирова 17 января 2018, 11:01

Уже от самого названия веет ньюэйдж. Спектакль поставлен в современном ключе, по мотивам одноимённой рок-оперы. Очень смело видение библейского сюжета режиссёром-постановщиком. Смутил образ Христа: представлен бунтарским. Просматривается нетерпимость, претензиозность к Богу в речах.
Образ Марии Магдалины прекрасен.
Впечатлили декорации, вокал и танцы артистов. И, да, шоу с мотоциклами в завершении спектакля - очень сильно! Стиль рок-оперы выдержан.

Александр 3 июля 2016, 02:00

Стараюсь посещать театры 2-3 раза в месяц, получая при этом, как правило, огромное удовольствие. Наконец дошла очередь и до Иисуса Христа..... М-да. Один вопрос только - зачем всё это? В очередной раз приходит понимание, что попытка перенести американскую /английскую поп-культуру на наши богатые историко-культурные традиции - только публику смешить. Если по существу: весь спектакль на сцене какая-то суета и мешанина. Думаю, верующие люди будут вообще в шоке. Полное разочарование.

Александр 3 июля 2016, 01:54

Стараюсь посещать театры 2-3 раза в месяц, получая при этом, как правило, огромное удовольствие. Наконец дошла очередь и до Иисуса Христа..... М-да. Один вопрос только - зачем всё это? В очередной раз приходит понимание, что попытка перенести американскую поп-культуру на наши богатые историко-культурные традиции - только публику смешить. Если по существу: весь спектакль на сцене какая-то суета и мешанина. Думаю, верующие люди будут вообще в шоке. Полное разочарование.

Natalia 15 ноября 2011, 01:55

Во вторник 8 ноября мне, наконец, удалось побывать на нашумевшей рок-опере «Иисус Христос Суперзвезда». Давно собиралась, тем более что слышала повсюду восторженные отзывы, а женщина, продающая билеты, сказала, что в восторге от этой постановки и уже неоднократно посещала её, что усилило мое любопытство. Ну, что я могу сказать… Я просто испытываю гордость за то, что либретто к этой рок-опере было создано американцами, а не нашим народом. Иначе я бы подумала подобно Принцу Датскому, что «прогнило что-то в Русском Королевстве». Весь первый акт я сидела в полной прострации, ощущая себя в качестве пациента сумасшедшего дома. Какие-то крики, прыжки, абсолютно бессвязный сюжет, постоянная недосказанность в ариях. Я усиленно пыталась понять, а в чем же смысл всего происходящего. Ради чего, собственно говоря, было задумано все это действие. Но ко второму акту суть стала мне ясна, ведь рок-опера была создана американцами, которые готовы сделать идола из всего, что только можно. Короче, а ларчик просто открывался! Главный смысл происходящего безумия заключался в названии рок-оперы и фразе финальной арии «Лучшая слава – посмертная слава и причисление к лику святых».
А если поподробнее, Израиль поделен на две враждующие группы - Пророка Иисуса Христа из Назареи с учениками и власть предержащих первосвященников: Кайафы, Савла и Анны Симона Зилота, которые борются за ум и сердца будущего электората. У Пророка Иисуса есть определенная миссия. Он пытается принести людям, то, что есть у одного. Но как считает Иуда и власть, предержащие Первосвященники не может быть у всех. Чего одного: богатства, духовной пищи (в чем она заключается), той же славы, о которой только и шла речь… Вообще либретто само по себе настолько пустое и не несет никакого смысла, что создатели даже позаимствовали немного текста из «Мастера и Маргариты» Михаила Булгакова. Где Иисус говорит о том, что наступит Царство Истины. Но все равно те, кто не читал Библию, вообще не поймут ни кто такой Иисус, ни суть его учения.
Итак, в борьбе за славу и всенародную любовь побеждает Пророк из Назареи. Ему удается придумать беспроигрышный вариант её достижения. Иисус решает, что сможет достигнуть желаемого, лишь обретя вековую славу. Став Superstar государства Израилевого. Но как это осуществить! И тут на него нисходит вдохновение: «Жить вечно можно только смертью смерть поправ!» А тут и она матушка пожаловала в лице коварной троицы Первосвященников Кайафы, Савла и Анны Симона Зилота . Которые решили уничтожить опасного соперника, имеющего реальные шансы сбросить их с пьедестала государственной власти. В Евангелии от Иоанна сказано: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал сына своего единственного, дабы всякий верующий в него не погиб и имел жизнь вечную». Здесь об этом вообще речи не идет. Все оказывается гораздо проще. Пророк должен умереть, чтобы превратиться в очередного Идола, на которого каждый будет молиться и подражать.
И вот наступает решающий миг, Симон обращается к Иисусу: «Мир пал на колени, Лобызая твой престол. Минута промедленья - И звездный час прошел!». Заметьте, Иисус должен взойти на крест не из-за того чтобы принять на себя грехи народа израильского для его спасения, а опять же ради пресловутой славы. Ради неё же Иуда его и предает. Опасаясь, что свет его учителя затмит всякую память о нем. Знал бы он, что его имя после этого будут поминать гораздо чаще, чем имя самого Пророка. А словосочетание тридцать серебряников станет нарицательным. Да, видать не зря предавал. А вот Первосвященники просчитались гораздо сильнее, ибо смерть их соперника, только усилила его власть. Ведь он достиг своей цели и стал-таки Superstar. О Боге тут вообще речь не идет, ведь Superstar в этой рок-опере может быть только один. И это Иисус. Я даже представляю себе будущий слоган, рекламных плакатов: Будь как Иисус, подражай Иисусу, стань Иисусом, голосуй за Иисуса… Будет выпущена масса рекламной продукции: майки, стикеры, статуэтки. В общем произойдет полное ОбИисусивание народа израилевого. Да, это чисто по-Американски. Недаром у них служба в храме часто похожа на пиар-акцию, с песнями, плясками, с пресловутым я не вижу ваши ручки.

Вообще постановка мне сильно напомнила сказку Юрия Олеши «Три Толстяка». Иисус – это Просперо и кукла-Божок в одном лице, который как бы борется с Тремя Толстяками Кайафы, Савла и Анны Симона Зилота за чистоту нравов израильского народа, но на самом деле думает о поднятии своего авторитета и подобно марионетке дергается на ниточках людских настроений. Наследник Тутти, Царь Ирод, так и оставшийся не наигравшимся ребенком, пресытившийся всеми удовольствиями этого мира, проводит свою жизнь в погоне за чудом, которое бы вернуло ему новизну жизни. И когда Иисус не оправдывает его ожиданий. Он обиженно восклицает «Да ничего он не может!»Пилат-Доктор Гаспар, который должен в отличие от доктора Гаспара из сказки не оживить куклу-Иисуса, а предать его смерти на потребу публике, ибо любому народу нужен Мертвый Идол, которого можно обожествлять и которому можно спокойно покаяться в грехах. А потом спокойненько опять грешить. Ибо мертвый идол все стерпит, на то он и мертвый. Недаром Пилат кричит Иисусу, который решает идти на смерть: «Умри, если хочешь наивная кукла»
»Другое дело, что тот не так уж и невинен! Всё законно и логично, кто хотел посмертной славы тот её и получил. Сделка состоялась. Жизнь в обмен на то, чтобы стать кумиром миллионов. Вот уж кого действительно распинают, так это Пилата. В моральном плане! Распинают его душу. Есть такой замечательный рассказ Карела Чапека «Распятие».

Где Пилат задает вопрос историку Науму: «Но почему же тогда распинают и того, кто посе¬редине?» И тот отвечает ему: «Видишь ли, когда верх берет правый, он распинает левого, но прежде — того, кто посередине. Когда верх берет левый, он распинает пра¬вого, но того, кто посередине, в первую голову. Бывает, конечно, что возникают смуты и кровавые схватки; тогда правый и левый сообща распинают того, кто посередине,— потому что он не решил, против которого из двух бороться».

Вот и Пилат оказывается посередине между интересами и амбициями Первосвященников и стихийной силы неуправляемой, вечно переменчивой в своих настроениях толпы, которая сначала решает осудить, а затем с ненавистью набрасывается на Осудившего. Ведь не Пилат же, в конце концов, кричал «Распни его!». Самое интересное, что его душевные терзания не были нужны и второй стороне, то есть самому Обвиняемому. Тот уже принял решение посмертно прославиться. А благородные терзания Пилата мешали ему. Так что, какое бы решение Пилат не принял, он неизменно окажется тем самым посередине. Который и станет козлом отпущения.

Самое интересное, что в конце Иисус вовсе не воскресает, а реинкарнирует в нашу действительность в образе длинноволосого молодого байкера. Оказывается в этом спектакле была раскрыта главная тайна века. Никакого Воскресения не было! А было перерождение в другой жизни!

Образ американского Иисуса, показанный в либретто мне лично несимпатичен. Как бы создатели рок-оперы не пытались его выставить в выгодном свете. Столько холодности, высокомерия и отчуждения читается в нем по отношению к израильскому народу, пусть даже и погрязшему в грехах. Иисус Христос здесь именно вещь в себе, и поглощен только собою. На мой взгляд он не только вообще не испытывает любви ко всему роду человеческому, но иногда даже испытывает крайнюю враждебность и непримиримость к людям .

Когда Магдалина говорит Иуде, что он прощал врагам своим, а предал его друг. То тут я с ней не соглашусь. С какой ненавистью Христос Иуде на вопрос кто его предаст, прокричал в ответ: «Ты сам знаешь! Уходи прочь!» О нет! Такой не то, что врагам, друзьям ничего не простит! Глядя на него, мне сразу вспомнилось утверждение Ницше: «Там, где нельзя больше любить, там нужно пройти мимо». Вот и Иисус как самая настоящая звезда, холодно возвышается над всеми безумствами мира, взирая на них свысока. Звезды они, как известно, светят, но их свет отраженный, он холоден, сам по себе он не согреет и не утешит в трудную минуту. Этот американский Христос не столько деятелен, сколько больше склонен к морализаторству. Он говорит, что народ израильский погряз в праздности. Но когда нищие калеки просят его об исцелении, страх, отвращение и боязнь быть разорванным на куски, побеждают в нем все благие намерения и он кричит им: «Прочь! Вас слишком много!» Выходит прав оказался Иуда: «Нельзя дать многим то, что есть у одного».
С присущей американцам деловой хваткой он также обращается к Богу в Гефсиманском саду:
«Мне надо знать, что ты тогда сможешь взамен мне дать. Как ты сможешь доказать что жертва не пуста».
«То есть Ты, мол, Господи мне, а я уж тогда за тебя пострадаю, должен же я какой-то бонус получить, а то, что теперь за так страдать что-ли»? Вполне нормальный бартер. В то время как Христос в Библии смиренно говорит «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты». Не требуя за это никаких наград и доказательств. Да, он, несомненно, страшится смерти, он ведь не супергерой, а обычный человек, хоть и Сын Божий. Но при этом он ни минуты не сомневается в Высшем Смысле того, что должно свершиться. А здесь он восклицает: «Бей, терзай, пытай, спеши! Пока я верую в тебя!» Бог выставлен прямо каким-то садистом, которому просто нравится мучить бедного Иисуса. Видно скучно Господу на небе и он так развлекается.
Лично мне уже до смерти надоели аллюзии на современность. Первосвященники в костюмах дружиников, джинсы и майки, люди одетые омоновцами... Считается, что это делает спектакль свежим и новым, идущим в ногу с современностью. Но передовым спектакль делает не это, а свежая философская мысль, которую может привнести в постановку режиссер. А в этом либретто наблюдается полное отсутствие какой-либо мысли. Кроме как истории о героях, которые не знали как срубить громкой славы.

Эта звезда по имени Иисус Христос, увы, для меня не стала Сверхновым откровением. А лишь пополнила бесконечный список звездочек нашего гламурного века. Наивная проамериканская рок-опера, совершенно не близкая нашему мудрому, глубоко духовному народу. Взращенному на великой русской литературе, пронизанной глубоким философским и религиозным смыслом. Единственно за что могу сказать спасибо этой рок-опере, что благодаря ей я открыла для себя нового талантливого актера: Евгения Вальца, сыгравшего роль Иисуса Христа. Особенно проникновенно он исполнил арию «Моление о чаше», показав всю гамму переживаний своего героя от сомнений и смирения до страха и отчаяния. Также мне особенно понравились Андрей Богданов в роли Иуды Искариота и Антон Аносов в роли Царя Ирода.
На мой взгляд лучше создавать свои рок-оперы, ибо в той же рок-опере «Юнона и Авось» духовности гораздо больше, чем в американской «Иисус Христос Суперзвезда».

Annenkov 18 апреля 2011, 12:52

Это развалина-инвалид, ковыляющий на костылях. Когда-то постановка была великой, теперь смотреть жалко. Вынесете мумию Ленина из Мавзолея!

0rarar0 24 декабря 2010, 04:41

Я просто не могу поверить, что ЭТО все еще играют! Я его смотрела лет 10 назад, и на тот момент подруга, которая меня туда привела, говорила - "В детстве я страшно фанатела от Иуды...". Вот ведь долгожитель, это уже даже не спектакль, а музейный экспонат))

Показать все отзывы
и поставить вашу оценку (текущая оценка: 8)

Читайте про другие
события

Статьи по теме

Спектакли-праздники на любой вкус и кошелек

Нарядные спектакли, на которые легко достать билет. И билет недорогой! Мы проверяли.
26 декабря 2016

Хиты для настроения

Красивые и умные спектакли из нашей подборки гарантируют вам море удовольствия.
2 декабря 2015

Летние спектакли со звездами

В летнее межсезонье в Москве запросто можно встретить звезд. Не только на улице, но и на сцене.
8 июля 2013

Спектакли, ставшие легендами

Обзор постановок-«долгожителей» московской сцены.
18 апреля 2013

Театр в августе: кто открывает сезон

Vashdosug.ru рассказывает о лучших спектаклях последнего летнего месяца.
19 июля 2011

Погоня за русским мюзиклом

Вслед за "Норд-Остом" и "Собором Парижской Богоматери" следующими – с осени - в прокат запускаются "Чикаго", "Иствикские ведьмы", "Ромео и Джульетта". Мы попробуем разобраться с теми шоу, что уже стоят в московском репертуаре.
2 июля 2002

Другие спектакли / драма