приглашает в гости.

Если к концу театрального сезона Вы подустали от неожиданных режиссерских концепций, острых тем и новых лиц, приходите в Театр Сатиры. Например, на спектакль «Орнифль». Ему больше 10 лет, но популярность не падает. Дело в том, что главную роль играет Александр Ширвиндт, играет так, что про несовершенства пьесы Жана Ануя и режиссуры Сергея Арцибашева забываешь. Сидишь и наслаждаешься сумасшедшим обаянием мэтра. Он, похоже, играет сам себя.

Усталого благополучного скептика Орнифля не должен изображать никто другой, кроме Ширвиндта. Впрочем, никто другой и не сможет. Роль уникальна тем, что кажется буквально «списанной» с актера, ее исполняющего. Можно считать, она за ним запатентована. Главный герой — французский куплетист, когда-то поэт. Он осознал, что ему не тягаться с гениями литературы, быстро перешел на территорию эстрады и зажил на этой территории по-королевски. Слава, деньги, женщины... Орнифль чертовски умен, восхитительно циничен, его харизма гипнотизирует всех вокруг (последнее предложение легко написать и про Александра Анатольевича). По ходу действия вокруг Орнифля крутятся самые разные персонажи: безнадежно влюбленная секретарша, придурковатый друг, прекраснодушная жена, простофили-врачи, внебрачный сын, наивная невестка... Все как на подбор карикатурны и не очень-то важны — они только оттеняют условное величие героя. Любой диалог здесь легко растащить на цитаты, а монологи и вовсе хочется записать в отдельный блокнотик. Чтобы на досуге упражняться в здоровом остроумии. Два с лишним часа Орнифль развлекает непутевое семейство, а вместе с ним весь зрительный зал. Бенефисная суть этого спектакля, впрочем, спасает его от обвинений в банальности и местами вульгарности.

К примеру, костюмы. Все герои одеты в платья совершенно разных эпох. Если это намек на то, что история вечная, то он здесь ни к чему. Слишком просто. Или декорации. На сцене — архитектура богатого особняка. С колоннами, и римской статуей посреди дворика, фонтаном. Есть еще золотое ложе и бархатные занавеси вместо дверей в спальню. Все пафосно, пошло — совсем не подходит умному и весьма самокритичному Орнифлю. Как «не подходит» ему идея соблазнять будущую невестку. Откуда у него возьмется бессмысленная жестокость?

В финале в опустевшем доме раздается звонок  — секретарша узнает, что Орнифль внезапно умер на курорте. Мораль вроде бы на поверхности (любое преступление рано или поздно наказуемо). Но как же скучно думать об этом. Поэтому в спектакле концовка смазана. И после того, как Орнифль-Ширвиндт покидает сцену, накинув на шею ярко-красный шарф, печалиться и в голову не приходит. Как говорится, он ушел, но обещал вернуться.

фото: пресс-служба Театра Сатиры