Отзывы о "Царская невеста"

Оценка редакции
Наталья Витвицкая
27 февраля 2014

«Царская невеста»: старость в радость

В Большом театре заново поставили знаменитую оперу Римского-Корсакова.

Самая красивая опера Римского-Корсакова вернулась на Историческую сцену Большого театра. И хотя принципиальных различий с постановкой 50-х годов не так много, все-таки это премьера. При чем знаковая. Культуру сегодня пытаются уравнять с традицией, и реконструкция музейного шедевра — еще один шаг в этом направлении.
 
Итак, адепты «большого стиля» счастливы, приверженцы режиссерских концепций ровно наоборот. Новая старая «Царская» — многочасовая оперная мелодрама, в роскошных декорациях и фантастических костюмах. Вся концепция осовременивания держится на прежнем (55 г.) оформлении Федора Федоровского. Человека, который придумал кремлевские звезды и считается отцом-основателем советского оперного стиля.
 
На сцене — те же терема, купола, кресты и кафтаны. И грозный царь на вороном коне, и опричники с нагайками. Художнику-сценографу премьеры Альоне Пикаловой пришлось работать в строго заданных рамках. И она справилась — исключила полуистлевшие расписанные холсты, заменив их на объемные конструкции без мягких задников. Даже осенний клен и тот как живой, — с шелестящей листвой. Костюмы не только на главной четверке (Марфа, Грязной, Любаша и Лыков), но и на толпе остальных действующих лиц, — живые шедевры. Но, чем богаче убранства царей, тем, как известно, хуже дела в государстве. Ужасы опричнины оживают на сцене «без перегибов». «Царская», в первую очередь, статичная опера, поэтому жутковатые пляски и хороводы вокруг виселицы носят здесь факультативный характер. Главное — голоса и костюмы. Мизансцены (режиссер Юлия Певзнер) простоваты, зато аутентичны. Состав певцов совершенно новый, Большой сделал ставку на молодежь. Хотя и корифеи на сцене появляются — Владимир Маторин вокально и внешне выстраивает идеальный образ боярина Собакина. Хорош тенор Марат Гали в образе противного лекаря-немца Бомелия.
 
Остальным заметно не хватает актерской харизмы. Поэтому, наверное, формула «страсть-ревность-месть-смерть» кажется бездоказательной. Грязной (Александр Касьянов) впускает в свою роль слишком много лирики (не таким изображался приверженец Малюты Скуратова у Римского-Корсакова), Любаша (Агунда Кулаева), увы, не кажется, зависимой от любовника и страшно им обиженной, Марфа (Ольга Кульчинская) как-то слишком старается всем понравиться. Тем не менее, в вокальном плане все артисты работают на достаточно высоком уровне. Когда уйдет премьерная горячка, у них вполне может получиться образцово-показательный спектакль.
 
Что касается звучания оркестра. Премьерой дирижировал легендарный Геннадий Рождественский (предполагалось, что работать будет Василий Синайский, но он покинул театр). С присущим ему вниманием к музыкальным тонкостям,  Рождественский выстроил роскошное звучание. Одно «но», — медленный темп. Выдерживать его не только певцам трудно, но и публике. Впрочем, очень может быть, что сделано это намеренно — так неповоротливая «фигура» большой русской оперы кажется еще внушительней. Чтобы уж точно в великую традицию никто не посмел бросить камень.
 
фото: Дамир Юсупов/пресс-служба Большого театра

Отзывы о ««Царская невеста»: старость в радость»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Другие рецензии автора