Знаменитый ирландский драматург давно стал в России «своим», — дерзкие пьесы-страшилки идут по всей стране, в Перми существует целый фестиваль, посвященный его творчеству. В Москве к отличной компании театров, освоивших драматургию «Тарантино от театра» (МХТ, Наций и МТЮЗ), присоединился «Сатирикон». Константин Райкин поставил одну из лучших пьес Макдонаха «Однорукий из Спокана».

Казалось бы, авторов, делающих ставку на шок и эпатаж, сегодня предостаточно. Однако Макдонах — случай особый. В его кровожадных пьесах всегда заложена идея сострадания. Для него все человечество, забавы ради убивающее друг друга, — это дети, которым не хватает тепла. Публику такая сентиментальная и абсурдная философия вполне устраивает. Она брезгливо морщится, когда ей показывают отрезанные конечности, визжит при звуках пальбы, но из зала не уходит. А в финале неизменно аплодирует стоя. Сатириконовская премьера — не исключение. В жутковатой истории про мужчину, занятого поисками своей руки, которую отрезала у него банда гопников забавы ради, на самом деле много смешного. Взять хотя бы эпизод, в котором главный герой Кармайкл (Денис Суханов) разговаривает по телефону с престарелой матерью. Его враги прикованы к батарее, весь номер (а дело происходит в гостинице) залит бензином и того и гляди взорвется. А Кармайкл пытается убедить маму не пытаться сбить с дерева шарик и оставить в покое его подшивку порножурналов. Зритель смеется, успевая забыть, как только что был сильно напуган всем подряд, и особенно демонстрацией отрезанных рук.

У этого энергичного и предельно простого спектакля (будем честны, никаких режиссерских концепций здесь нет) только один существенный недостаток. Актеры, стремясь как можно убедительнее изображать полную неадекватность макдоноховских героев, страшно переигрывают — громко кричат, брызжут слюной и бьются в истерике. А поскольку их состояние не меняется все два часа действия, в какой-то момент становится скучно смотреть на сцену. К счастью, хронометраж спектакля близок к идеальному — чуть больше полутора часов без антракта. И неожиданный хеппи-энд многое исправляет. «Однорукий из Спокана», хотя и черная, но комедия. И посыл у нее соответствующий: если люди будут добрее друг к другу, маньяков на земле не останется.