«Новый цирк» возник во Франции, во второй половине XX века. Тогда многие труппы стали делать из цирковых представлений спектакли, сознательно отказываясь от привычного антуража (никаких блесток, перьев и напомаженных париков). Режиссер и педагог знаменитого Liquid Theatre Дмитрий Филиппов решил сделать что-то подобное на сцене Центра им. Мейерхольда. Его постановка «360 градусов» — очень любопытная попытка освоить новый для России жанр.

Первое, что видит зритель при входе в зал, — манеж, барьеры, мачту, трапецию. Лаконичная «сценография» традиционного циркового представления. Единственное отличие — большой батут над сценой: на него проецируются крупные планы артистов, когда они выполняют трюки, а также замедленное черно-белое видео. Цирковое закулисье, показанное сквозь такое увеличительное стекло, выглядит трагически красивым. Слышен закадровый голос: каждый участник маленькой труппы рассказывает о себе. Эквилибрист — о том, что думает, когда стоит на руках. Воздушная гимнастка — как не хочет «клеить ресницы и цеплять перья». Еще один важный момент — мотив навязанной судьбы (большинство артистов — представители цирковых династий).

Эти частные истории и обезоруживающие признания («Ты не можешь устать, выходишь и делаешь») — без пяти минут документальный театр. Хотя структура представления цирковая — работает принцип дивертисмента. Пять человек (жонглер, эквилибрист, дрессировщик, воздушная гимнастка, танцовщица и факир-эксцентрик) показывают свои номера сосредоточенно, с видимым напряжением. Никакого натужного веселья и фальшивых улыбок. Электронная музыка Нияза Карима совсем не радостная, она — только фон, «белый шум». Зрителю явно предлагается оценить цирк с другой, невидимой ранее стороны. А заодно разглядеть безусловность актерских усилий (трюк нельзя сымитировать) и попытаться понять чужой образ мыслей. Спектакль «360 градусов» не претендует на звание must see сезона. Но он важен, — впервые на театральные подмостки выведена цирковая повседневность. И она, как выяснилось, очень захватывает.