360 градусов

Оценка редакции
Наталья Витвицкая
19 ноября 2014

Арена вместо сцены

«Новый цирк» возник во Франции, во второй половине XX века. Тогда многие труппы стали делать из цирковых представлений спектакли, сознательно отказываясь от привычного антуража (никаких блесток, перьев и напомаженных париков). Режиссер и педагог знаменитого Liquid Theatre Дмитрий Филиппов решил сделать что-то подобное на сцене Центра им. Мейерхольда. Его постановка «360 градусов» — очень любопытная попытка освоить новый для России жанр.

Первое, что видит зритель при входе в зал, — манеж, барьеры, мачту, трапецию. Лаконичная «сценография» традиционного циркового представления. Единственное отличие — большой батут над сценой: на него проецируются крупные планы артистов, когда они выполняют трюки, а также замедленное черно-белое видео. Цирковое закулисье, показанное сквозь такое увеличительное стекло, выглядит трагически красивым. Слышен закадровый голос: каждый участник маленькой труппы рассказывает о себе. Эквилибрист — о том, что думает, когда стоит на руках. Воздушная гимнастка — как не хочет «клеить ресницы и цеплять перья». Еще один важный момент — мотив навязанной судьбы (большинство артистов — представители цирковых династий).

Эти частные истории и обезоруживающие признания («Ты не можешь устать, выходишь и делаешь») — без пяти минут документальный театр. Хотя структура представления цирковая — работает принцип дивертисмента. Пять человек (жонглер, эквилибрист, дрессировщик, воздушная гимнастка, танцовщица и факир-эксцентрик) показывают свои номера сосредоточенно, с видимым напряжением. Никакого натужного веселья и фальшивых улыбок. Электронная музыка Нияза Карима совсем не радостная, она — только фон, «белый шум». Зрителю явно предлагается оценить цирк с другой, невидимой ранее стороны. А заодно разглядеть безусловность актерских усилий (трюк нельзя сымитировать) и попытаться понять чужой образ мыслей. Спектакль «360 градусов» не претендует на звание must see сезона. Но он важен, — впервые на театральные подмостки выведена цирковая повседневность. И она, как выяснилось, очень захватывает.

Отзывы о «Арена вместо сцены»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Другие рецензии автора

Еще лучше спектакли в Москве

2 октября (вт) | 19:00 | Школа драматического искусства, перформанс 2 октября (вт) | 19:00

Уникальный спектакль-концерт, в роли инструментов — театральные машины.

5 октября (пт) | 19:00 | РАМТ, драма 5 октября (пт) | 19:00

Политическое кабаре о нацистских судьях.

12 октября (пт) | 19:00 | МХТ им. А. П. Чехова, драма 12 октября (пт) | 19:00

Драма по пьесе Агаты Кристи с Ренатой Литвиновой в главной роли.

14 октября (вс) | 19:00 | Около дома Станиславского, драма 14 октября (вс) | 19:00

Искрометная и уникальная инсценировка культового романа Дюма от адепта театра абсурда Юрия Погребничко.

27 сентября (чт) | 19:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 27 сентября (чт) | 19:00

Маковецкий в суперхите Туминаса.

9 октября (вт) | 20:00 | Театр наций, драма 9 октября (вт) | 20:00

Ингеборга Дапкунайте в роли князя Мышкина.

Выбор редакции

21 сентября (пт) | 19:00 | Студия театрального искусства, драма 21 сентября (пт) | 19:00

Остроумный и глубокий спектакль по великому роману Михаила Булгакова.

25 сентября (вт) | 19:00 | Студия театрального искусства, драма 25 сентября (вт) | 19:00

Сокровенные разговоры о любви в интеллигентной режиссуре.

20 сентября (чт) | 19:00 | Театр наций, драма 20 сентября (чт) | 19:00

Миронов, Хаматова, Боярская в очень современной версии чеховской пьесы.

23 сентября (вс) | 19:00 | Театр им. Ермоловой, драма 23 сентября (вс) | 19:00

Отличная трагикомедия с Иваном Янковским в роли разочарованного в себе героя.

драма

Осовремененный Чехов в режиссуре Виктора Рыжакова.

Фестиваль

28 сентября (пт) | 19:00 | РАМТ, драма 28 сентября (пт) | 19:00

Спектакль–размышление о свободе в полицейском государстве.