«Геликон-опера» показывает «Крестьянскую кантату» Иоганна Себастьяна Баха.

Ни капли серьезности, которая диктуется солидными словами «кантата» и «Бах», в ней нет. Это комедия с подзаголовком «Деревенские истории под пиво», причем каждый зритель во время спектакля получает по кружке пива — и немало смеется. Тут нет ничего, что отпугивает людей легкомысленных от оперного жанра (сидеть в огромном зале еще с сотнями таких же покашливающих зрителей, тяжелый занавес, далекие еле различимые лица исполнителей, многочасовая занудность). Представление-виньетка длится всего чуть более получаса.


«Кантату» показывают в арт-кафе «Геликон-оперы», куда влезает от силы человек сорок, которых рассаживают вдоль всех стен в 1-2 ряда. На стойку перед ними ставится по кружке пива (пиво плохое дешевое, но антураж создает). Восемь музыкантов садятся непосредственно вплотную к зрителям, певцы (которых всего двое — сопрано и бас) выступают прямо нос к носу к ним. В первые секунды от этой камерности, неотделенности артистов от публики той невидимой стеклянной стеной, которую обычно создает сцена, возникает ощущение приземленности — будто сейчас тебе в студенческой столовой покажут номер домашней самодеятельности. Но это чувство испаряется мгновенно, лишь только певцы открывают рот, а клавесин начинает играть. Мощное сопрано, которое способно донестись сквозь партер и амфитеатр до балкона — сейчас предназначенно считанным слушателям. И достается им в огромной дозе прямо за смехотворную цену.

 «Крестьянская кантата» — это одно из последних произведений стареющего Баха, и оно наполнено милым мужицким юмором по-немецки, который нам, конечно, со слуха не понять, но крестьяне Мики и Микаэль пытаются каждую из этих шуток отыгрывать экспрессивной мимикой, жестами, шлепками по попе, падениями и чоканьем полными пивными кружками. Публика отзывается смехом. Собственно театра, с декорациями, сложными костюмами, массовкой и т. п. — тут нет. По сути это концертная постановка, хотя оба солиста и наряжены в крестьянские костюмы. Любители концертной музыки XVIII века безусловно получат удовольствие, тем что исполнение так разнообразили веселой картинкой; театралы — возможно, посетуют на бедность сценографии (но куда податься «Геликону»?), но все равно отдадутся общему приподнятому настроению. Для обычной же публики «Крестьянская кантата», на мой взгляд — это то произведение, с которого можно начать приобщение к оперному жанру, чтобы не испугаться его величественности. Начинать читать романы подростку лучше с «Трех мушкетеров», чем с Достоевского: так и здесь — все не так солидно, как у Мусоргского и Вагнера, но намного милее и забавнее.