Спектакль Шум времени

Оценка редакции

Лондонский театр «Комплисите» во всем мире нарасхват. Международный театральный фестиваль им. Чехова сумел добыть его для себя только с шестой попытки. Зато получил спектакль о России – ее музыке и ее трагедии.


Собственно в Лондоне у театра «Комплисите» только база. С первых же лет своего существования компания кочует по всему миру, и не только с готовыми спектаклями. Она легко вступает в творческие союзы с музыкантами, певцами, танцовщиками и создает с ними оригинальные синтетические представления, где тончайший психологизм, виртуозное исполнительство и свободное дыхание танца неотделимы друг от друга. Худрук театра Саймон Макберни придумывал спектакли в заброшенной подземке Олдвика (штат Нью-Йорк) и в роскошном Концертном зале Уолта Диснея, ставил Брехта с Аль Пачино на сцене нью-йоркского университета Пейс и представление «Слон исчезает» с японским театром «Сетагайа». «Комплисите» столь многое попробовал и столь многому научился, что техника работы со светом, звуком, движением и пространством здесь иногда кажется чудом. Спектакли понятны без перевода, потому что для режиссера важны не только красота и гармония, но и абсолютная точность ощущений – как у актеров, так и у зрителей. Скажем, ради того, чтобы каждый из сидящих в зале мог почувствовать себя маленьким еврейским мальчишкой, наблюдающим жизнь города из окна высотки, Макберни научил своих актеров ходить по заднику сцены – то есть фактически по стене. С этой незабываемой прогулки и начинался спектакль «Улица крокодилов», поразивший Москву в 1993 году. Правда, и наши края произвели на режиссера некоторое впечатление. Буквально на следующий год «Комплисите» выпустил премьеру «Из дома вышел человек» по произведениям Даниила Хармса. А в начале нового века Макберни ставит спектакль «Шум времени», в основе которого, правда, не столько одноименное творение Мандельштама, сколько судьба Шостаковича и его Пятнадцатый струнный квартет.
Для Шостаковича музыка была всем, и в спектакле о его последних днях она стала не просто главной героиней, но и главным выразительным средством. Прямо на сцене – знаменитый американский Эмерсон-квартет, известный именно интерпретациями Шостаковича. Саймон Макберни о своем творении говорит так: «Это действие – не пьеса и не концерт, но оно вызывает ощущение присутствия композитора, дает возможность услышать его голос. Это драматическая медитация, которая стремится настроить слух и зрение так, чтобы можно было услышать, как бьется сердце в этом исключительно личном произведении». Кстати, газета «Нью-Йорк Таймс» назвала спектакль «изысканной ночной песней, полной ужаса и красоты».

Отзывы о «Шум времени»

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 0)

Читайте про другие
события