Скандальный спектакль Богомолова в Ленкоме.

Сезон в Ленкоме открылся долгожданной премьерой спектакля Константина Богомолова. Самый модный режиссер сегодняшнего дня поставил пушкинского «Бориса Годунова». Сделал он это в стиле своих мхатовских блокбастеров — «Идеальный муж» и «Карамазовы» — те же интонации злободневного капустника, саундтрек из песен Глюкозы и Киркорова, жестокий троллинг современной России и суперзвезды в эпатажных образах. Борис Годунов (Александр Збруев) жует жвачку и в упор расстреливает неугодных, Гришка Отрепьев (Игорь Миркурбанов) становится откинувшимся зэком, а Марина Мнишек (Мария Миронова) разговаривает с польским акцентом и жаждет уничтожить «побольше москалей и жидов». Если вам по душе политический театр и намеренные провокации на сцене, ленкомовский «Годунов» непременно попадет в ваш личный театральный хит-парад.

Кто-то обвинит режиссера в самоповторах, кто-то (и их явно больше) разглядят приметы большого стиля. Как бы то ни было, этот злой и очень веселый фарс — событие знаковое. Не только для самого Ленкома, который до этого момента держался в стороне от экспериментов и скандалов. Но прежде всего для зрителей. «Борис Годунов» вполне способен заменить политическое обозрение. От картины российской действительности, нарисованной Богомоловым и его командой, жутко смешно и страшно до жути. Это не просто предсказуемая злая сатира в пелевинском духе, это приговор государству и нации в целом. Безобидной черной комедией здесь и не пахнет. Говорящий пример — после смешной сцены кремлевской попойки под песню Макаревича «Не стоит прогибаться под изменчивый мир» в звенящей тишине из одной кулисы в другую безымянные люди несут безымянные гробы.

Богомолов мастерски перенастраивают зрительское восприятие — пушкинский стих он не меняет, формально все происходит «точно по тексту». Но «заданные условия» другие — надписи на больших экранах и минутные видеонарезки отсылают публику к сегодняшним обстоятельствам. Когда летописец Пимен (наркоман-татуировщик, он «пишет» свою «Повесть временных лет» на спинах зэков) говорит об Иване Грозном, нам показывают кадры со Сталиным. На сцену выходит эмигрант Курбский — мелькает лицо Березовского. Годунов надевает на себя шапку Мономаха — виден знаменитый путинский кортеж в пустой Москве в день инаугурации. Принципиально важный момент для понимания этого спектакля заключается в том, что Богомолов делает мастерскую карикатуру не только на власть. Он высмеивает и народ (надпись на экране «народ — быдло» сначала веселит, а потом явно раздражает), и «быдло», и интеллигенцию. Все одинаково уродливы и бездарны. Нет героев, как нет виновников всех бед. В этой способности посмотреть на Россию со стороны просвечивает очень пушкинский подход.

P.S. С этого сезона Константин Богомолов является штатным режиссером театра Ленком. А актеры Виктор Вержбицкий и Игорь Миркурбанов — штатными актерами труппы.