Новый скандальный спектакль в «Гоголь-центре».

Последней премьерой сезона в «Гоголь-центре» стал спектакль Кирилла Серебренникова по пьесе «(М)ученик» Мариуса фон Майенбурга, cамого известного в Европе современного драматурга и соратника самого Томаса Остермайера. Речь в его пьесе идет в первую очередь о последствиях чрезмерного увлечения любой идеологией (религиозной в том числе). А заодно о нетерпимости, гомофобии (куда же без нее), антисемитизме и о постыдной способности людей превращаться в стадо. Ставить «(М)ученика» сегодня — провокация. Но в том-то все и дело, что худрук  «Гоголь-центра» давно перестал изъясняться метафорами и символами. Все его последние работы остросоциальны и агрессивны по отношению к современной России. Если театр для вас — место, куда ходят не за красотой, а за правдой, то новый спектакль-памфлет вам понравится.
 

Место действия Серебренников, само собой, перенес из немецкой школы в российскую. И пьеса от этого больше приобрела, чем потеряла. Хотя смысловые неувязки все-таки обнаружились — к примеру, ну не могут у нас преподавать основы православной культуры и основы полового воспитании одновременно. Обычный школьник не может превратиться в оголтелого религиозного фанатика без причины. И ни один  школьный психолог из России не будет разрушать свою жизнь, чтобы доказать больному подростку, что он не прав. Впрочем, все это не имеет значения, посыл пьесы и спектакля заключается в том, что тоталитарное мышление приводит инертное общество к катастрофе.

В «(М)ученике» главный герой — школьник Вениамин (на эту роль как нельзя лучше подходит Никита Кукушкин, трогательно побритый наголо артист с детскими глазами и сумасшедшей харизмой). Он терроризирует мать, учителей и одноклассников, пытаясь заставить их жить по своим законам. Законы эти не придуманы им, а вычитаны в Библии. Вениамин сыплет цитатами (на экране нам показывают, откуда строки — Евангелие, главу, стих, строфу) и требует: никаких споров в доме (он — мужчина, мать — женщина), никаких бикини в бассейнах, никакой теории Дарвина на уроках биологии. Он прибивает гигантский православный крест на школьной стене, раздевается донага перед учительницей-атеисткой, рассказывающей о способах предохранения (она же — школьный психолог в исполнении модной сегодня Виктории Исаковой (звезде сериала «Оттепель»). Клеймит отца Всеволода (выдающаяся работа Алексей Девотченко) за лицемерие официальной церкви, гомосексуалистов и евреев призывает убить за грехи. Он даже «заводит» себе последователя — хромого гея-одноклассника Гришу.

Пафос, с которым Вениамин разглагольствует о Боге и Библии, схож с пафосом политических агитаторов всех мастей. Самое страшное — юный крестоносец добивается своего: основы полового воспитания отменяют, а школьного психолога увольняют. Только вот уходить она отказывается. В финальной сцене учительница прибивает свои кеды к полу и говорит «Я отсюда никуда не уйду! Я на своем месте». Серебренников тем самым дает ответ всем, кто кричит «пора валить», призывает к личной ответственности за страну, которая катится в тартарары.

Разумеется, излишняя прямолинейность (как и пафос) в театре не приветствуется. Он мгновенно считывается как фальшь. Поэтому да, спектакль «(М)ученик» в смысле изысков режиссуры и актерской игры не представляет собой ничего экстраординарного (про сценографию и говорить не приходится — на сцене нет ничего, кроме пары старых парт). Никаких тонкостей и витиеватостей — все прямо в лоб. Однако «(М)ученик» — безусловное событие. Социально значимое прежде всего. Со времен любимовской Таганки такого в русском театре не случалось, а потому, пока столичные власти не запретили, идите и смотрите.

Фото: Алекс Йоку

(М)ученик (546044)
Вы можете изменить этот текст