«Дон Жуану» вернули остроумие и секс.

Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко под занавес сезона представил грандиозную премьеру. Моцартовского «Дон Жуана» в постановке Александра Тителя и Уильяма Лейси. Историю обаятельного ловеласа эти двое рассказали как комедию. Никакого модного осовременивания: классика как она есть. Новый спектакль — идеальный гимн (это же Моцарт!) человеческим страстям, любви и свободе.

«Дон Жуан»--

Моцарт обозначил жанр своей оперы как dramma giocoso (пер. веселая драма). Другой вопрос, что все режиссеры мира предпочитают не замечать авторской ремарки и настаивают на пафосно-трагедийной трактовке. Титель и Лейси нагнетать эмоции отказались, в результате чего в репертуаре МАМТа появилась идеальная комическая опера. Дон Жуан здесь хотя и развратник, но зато какой обаятельный и искренний! Исполнитель этой роли — Дмитрий Зуев, обладатель очень неплохого бас-баритона. Это настоящий артист, свободно себя чувствующий в образе харизматичного пижона и баловня судьбы, не признающего никаких табу. В то, что все женщины мира не могут устоять перед его натиском, легко
верится. Донжуанские «жертвы» — отнюдь не непорочные страдалицы. Донна Анна (как всегда феноменальная Хибла Герзмава) наигранно мучается в объятиях убийцы своего отца. Донна Эльвира (роскошная Наталья Петрожицкая), несмотря на всю свою добродетель, тоже очень быстро и радостно ему отдается. Деревенская красотка и без пяти минут чужая жена Церлина (многообещающая Инна Клочко) готова сделать то же самое, как только, так сразу.

Женские ужимки, мужские уловки, общая для всех жажда наслаждений и авантюр… Увы, любые страсти приедаются, и любая любовь заканчивается. А будут ли наказаны развратники — большой вопрос. В опере Моцарта Дон Жуана забирает в ад убитый им Командор. Но финал в трактовке Тителя и Лейси назидательным не выглядит. Во-первых, потому что, оставшиеся в живых герои нарочито комично поют о торжестве справедливости (человеческая природа все равно сильнее любой догмы). А во-вторых, ад оказывается не геенной огненной, а всего лишь «нутром» старого пианино. Командор (отличная работа Дмитрия Степановича), поправив железную перчатку, остроумно затаскивает туда Дон Жуана.

Сценография спектакля может показаться скупой и даже скучной (ее автор — знаменитый Адомас Яцовскис). На сцене — тридцать старых пианино, поставленных друг на друга. Другая сторона этой многоэтажной конструкции увита пластмассовым красным виноградом. Все свидания происходят на чувственном фоне. Все горькие объяснения — соответственно — на мрачном. Костюмы действующих лиц приглушенных тонов и не вызывающих фасонов. Прямых отсылок к эпохам нет. И пусть все это несколько надоедает к концу первого акта, все же у такого явного минимализма есть свои плюсы. Ничего не отвлекает зрителя от сюжета и от музыки. Оркестр под управлением Лейси звучит почти идеально,
вокальные ансамбли — на удивление стройно. Вообще «Дон Жуан» — однозначная победа команды «Стасика». Одна из самых сложных опер Моцарта, требующая бешеной экспрессии и феноменальной техники одновременно, им поддалась. А после премьеры (мы в этом уверены) будет становиться только лучше. А там глядишь и до мирового уровня недалеко.

Дон Жуан (545802)
Вы можете изменить этот текст