Иван Вырыпаев — драматург с именем, причем с мировым. Однако на родине его пьесы ставятся в театрах совсем не первого и даже не второго ряда. Исключение — недавняя премьера в Мастерской Петра Фоменко (впрочем, «Летние осы…» идут на Старой сцене театра, зал которой рассчитан на незначительное количество мест). Так что решение «открыть» Вырыпаева «большой» публике принял Виктор Рыжаков. Режиссер, поставивший вырыпаевских «Пьяных» в немецком Шаушпильхаусе убедил Олега Табакова сделать русскую версию спектакля с мхатовскими зубрами в главным ролях. На сцене — Игорь Золотовицкий, Дмитрий Брусникин, Ирина Пегова, Яна Гладких, Виталий Кищенко, Сергей Сосновский… 

Мхатовские актеры, поставленные в непривычные для себя условия — это удовольствие для театральных гурманов. Как быстро вовлекаются они в иной способ существования. Гротеск, абсурд, феноменальная издевка? Почему бы и нет — если сегодня именно это куда действеннее всего остального в театре.

Образцово-показательная европейская новая драма (все-таки Вырыпаев писал «Пьяных» специально для театра в Дюссельдорфе) при непосредственном участии русских артистов звучит принципиально по-другому. Ледяная европейская интонация исключена. Зрителю даже может показаться, что он слышит не вырыпаевский текст, а Достоевского в современной интерпретации. Слезы-сопли разнесчастных манагеров, заболевших раком директоров кинофестивалей, случайных женихов и разлюбленных жен, сентиментальных проституток… Вся эта пьяная банальщина (ровно как у Достоевского) вдруг становится откровением. Почему? Потому что Вырыпаев находит для щекотливой темы поиска смысла жизни идеальную форму. Современные люди могут искать Бога в себе и других только будучи в крепком подпитии. Искренность здесь прячется за маской пародии (все актеры с выбеленными лицами, клоунскими носами и в париках), глубинные смыслы — за дурацкими штампами. Нетрезвым можно все: и причитать («какое говно вокруг»), и проповедовать («главное — любовь и шепот Господа в сердце твоем!»). Вывод из той околесицы, которую несут пьяные герои на протяжении двух часов действия: «Главное — не ссать!» Но вывод куда более важный: «Легко сказать — не ссать, а как это сделать?». В стране, где свобода под некоторым вопросом, вырыпаевские «Пьяные» — очень важная пьеса, а спектакль Рыжакова — очень важный спектакль. Это злое утверждение: только притворяясь «вдрабадан», можно говорить и искать правду. 

Пьяные (541641)
Вы можете изменить этот текст